Исторический основной закон Хиджаза (Сауд Аравия)
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОСНОВНОЙ ЗАКОН
КОРОЛЕВСТВА ХИДЖАЗ.
29 АВГУСТА 1926 Г.
ОТДЕЛ 1. КОРОЛЕВСТВО. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
СТОЛИЦА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК.
Статья 1.
Хиджазское королевство в своих известных границах представляет единое целое, части которого взаимно связаны между собой и никоим образом не допускают ни разделения, ни отделения.
Статья 2.
Арабское Хиджазское государство является государством монархическим, с совещательными учреждениями, мусульманским, независимым как во внутренних, так и во внешних своих делах.
Статья 3.
Священная Мекка —столица Хиджазского государства.
Статья 4.
Арабский язык — официальный язык государства.
ОТДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ КОРОЛЕВСТВОМ, СУДЫ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАМЕСТНИЧЕСТВО. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ.
Статья 5.
Все управление Хиджазскнм королевством находится в руках Его Величества Короля Абд аль-Азиза, сына Абд ар-Разман аль-Фейсал аль-Сауд. Его Величество связан постановлениями славного шариата.
Статья 6.
Судебные решения в Хпджазском королевстве должны всегда соответствовать книге Божьей, Сунне его пророка — да будет над ним благословение Божье! — а также тому, чего придерживались сподвижники пророка и первые благочестивые поколения.
Статья 7.
Король назначает Генерального наместника и в меру необходимости заведующих и начальников для управления делами королевства.
Статья 8.
В силу того, что Генеральное наместничество является общей инстанцией для всех правительственных учреждений и административных отделов, каждый заведующий или начальник учреждения ответственен перед ним за надлежащий ход относящихся к его ведению дел. Наместничество ответственно в свою очередь перед Королем.
ОТДЕЛ 3. ДЕЛА ХИДЖАЗСКОГО КОРОЛЕВСТВА.
Статья 9.
Дела Хиджазского государства распределяются по следующим шести основным отделам:
1. Шариатские дела,
2. Внутренние дела,
3. Иностранные дела,
4. Финансовые дела,
5. Дела народного просвещения,
6. Военные дела.
1. Шариатские дела.
Статья 10.
К шариатским делам относятся дела и вопросы, касающиеся шариатских судов, обоих святых мест, вакфов, славных мечетей и других религиозных учреждений.
2. Внутренние дела.
Статья 11.
К внутренним делам относятся дела, касающиеся общественной безопасности, телеграфа, почты, народного здравоохранения, городского управления, общественных работ, торговли, сельского хозяйства, промышленности, ископаемых богатств и других особых установлении. Они находятся со всеми своими частями в непосредственном управлении наместничества.
Статья 12.
Поскольку наместничество ответственно за внутренние дела и за правильное их ведение, заведующие общественной безопасностью, телеграфом, почтой и общественным здравоохранением должны выполнять свои обязанности в соответствии с приказами и инструкцией направляемыми им наместничеством.
Статья 13.
Главы городских управлений должны исполнять свои обязанности в пределах тех инструкций, которые будут изданы относительно городских управлений в порядке их работы. Городское управление столицы подчинено ведомству внутренних дел, остальные же городские управления подчинены высшему должностному лицу администрации данной местности.
Статья 14.
Комиссия по делам паломничества образуется под председательством Генерального наместника из начальников учреждений, имеющих отношение к делам паломничества, и тех лиц, которые будут назначены Его Величеством Королем из числа опытных и способных людей.
Статья 15.
Комиссии по делам паломничества принадлежит полнота прав надзора за всеми делами и вопросами, связанными с паломничеством и паломниками, а также право производства расследования и изучения вопросов и право принятия решений, вызываемых требованиями общественных интересов, пользы и необходимости.
Статья 16.
Решения комиссии по делам паломничества приводятся в исполнение наместничеством по высочайшем утверждении их Королем.
3. Иностранные дела.
Статья 17.
К иностранным делам относятся дела по ведению внешней политики государства в желательном направлении. Они делятся на четыре раздела: политический, административный, правовой и консульский.
Статья 18.
Заведование иностранными делами вверяется Его Величеством Королем тому, кто обладает большей опытностью и большими способностями, требующимися для исполнения этих особых обязанностей.
Статья 19.
Ведомство иностранных дел непосредственно подчинено Его Величеству Королю; однако оно получает приказы и от Генерального наместничества по вопросам, относящимся к административной и консульской службам.
4. Финансовые дела.
Статья 20.
К финансовым делам относятся дела по ведению и организации различных источников доходов и общих расходов государства.
По этим делам организуются:
1. финансовое управление,
2. казначейство и его отделения,
3. счетные отделы государственных учреждений, имеющих доходы,
4. таможенное управление.
Статья 21.
Финансовое управление с указанными частями подчинено Генеральному наместничеству.
Статья 22.
Все финансовые чиновники ответственны в соответствии со своим служебным положением за надлежащий ход и организацию финансовых дел.
5. Дела народного просвещения.
Статья 23.
К делам народного просвещения относятся дела по распространению научных знаний, мастерства и ремесел, открытие мактабов и медресе, покровительство научным (религиозным) учреждениям с самым точным и тщательным соблюдением основ истинной религии во всем Хиджазском королевстве.
Статья 24.
Руководство делами народного просвещения осуществляется ведомством, подчиненным Генеральному наместничеству.
Статья 25.
Будет издан закон о народном просвещении, постановления которого должны применяться постепенно и последовательно. Начальное обучение будет бесплатным во всех частях королевства.
6. Военные дела.
Статья 26.
К военным делам относятся все дела по обеспечению мощи королевства и его внутреннего и внешнего положения.
Статья 27.
Военные дела и все связанные с ними функции осуществляются под руководством Его Величества Короля.
ОТДЕЛ 4. СОБРАНИЯ. СОВЕЩАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, СОБРАНИЕ МЕДИНЫ,
СОБРАНИЕ ДЖИДДЫ, ОКРУЖНЫЕ СОБРАНИЯ, СОБРАНИЯ ПОСЕЛЕНИЙ И ПЛЕМЕН.
Совещательное собрание.
Статья 28.
В столице учреждается собрание под названием Совещательное собрание в составе Генерального наместника, советников и шести лиц, назначенных Его Величеством Королем из числа опытных и способных людей.
Статья 29.
Совещательное собрание заседает раз в неделю, а в случае необходимости и чаще, под председательством Генерального наместника или одного из советников для рассмотрения дел и вопросов, вносимых в него Генеральным наместничеством для их проведения, изучения и обсуждения и принятия решений по большинству голосов.
Статья 30.
Руководители ведомств присутствуют, когда это необходимо, по приглашению Генерального наместничества на заседаниях Совещательного собрания при обсуждении дел и вопросов, относящихся к их ведомствам.
Статья 31.
Постановления Собрания приводятся в исполнение по представлении их наместничеством Его Величеству Королю и по высочайшем их утверждении.
Собрание в Джидде и Медине.
Статья 32.
В Медине и Джидде учреждаются собрания, именуемые административными собраниями в составе каим-макама, его помощников, высших чиновников и четырех лиц, назначаемых Его Величеством Королем из числа опытных и способных людей.
Статья 33.
Каждое из обоих собраний, учрежденных согласно предыдущей статье, созывается раз в неделю, а в случае необходимости и чаще, под председательством каим-макама или его помощника для рассмотрения вносимых в них особых дел и вопросов и для принятия решения по большинству голосов.
Статья 34.
Решения административных собраний Медины и Джидды сообщаются Генеральному наместнику и приводятся в исполнение на основании статьи 31 по представлении их Его Величеству Королю и получении высочайшего их утверждения.
Статья 35.
Решения и положения, получившие высочайшее королевское утверждение, а также указы верховной власти после их регистрации в королевском диване сообщаются Генеральному наместничеству для исполнения, а Генеральным наместничеством передаются всем правительственным учреждениям и отделам.
Статья 36.
Лица, назначенные в состав Совещательного собрания на основании статьи 28 и в состав административных собраний Медины и Джидды на основании статьи 32, выполняют свои обязанности в течение одного года. По окончании этого срока назначаются другие лица.
Статья 37.
Выбывающие члены могут назначаться на новый срок.
Окружные собрания.
Статья 38.
В центре каждого округа учреждается собрание, состоящее под председательством окружного начальника из помощника начальника, высших чиновников и лиц, назначенных из лучших людей населения. Собрание заседает раз в неделю или чаще.
Статья 39.
В обязанности собраний, учрежденных на основании предыдущей статьи, входит рассмотрение и обсуждение актов и мероприятий, которые ставятся на их обсуждение окружными начальниками, и принятие решений, вызываемых требованиями общественной пользы и необходимостью.
Статья 40.
Решения окружных собраний представляются каим-макаму той провинции, в состав которой входят данные округа, а он сообщает их со своими соображениями Генеральному наместнику, который представляет их Его Величеству Королю; по получении высочайшего королевского утверждения они приводятся в исполнение.
Собрания поселений и племен.
Статья 41.
В центре каждого поселения или значительного племени учреждается собрание под председательством старшины (шейха) из шариатского судьи и двух лиц, назначенных из числа лучших людей поселения. Оно рассматривает все дела, относящиеся к управлению или состоянию (поселения или племени), в том порядке, который будет определен в особом положении об управлении провинциями, округами, поселениями и племенами.
Статья 42.
Собрания поселений и племен несут ответственность по всем делам и вопросам, входящим в круг их ведения, перед вышестоящими административными властями в соответствии с указанным в предыдущей статье положением.
Статьи 43—55. Утратили силу.
ОТДЕЛ 5. ЧИНОВНИКИ.
Статья 56.
Все члены собраний и все государственные служащие должны удовлетворять следующим условиям:
1. Быть подданными Его Величества Короля,
2. Обладать надлежащими опытом и компетентностью,
3. Отличаться добрыми нравами,
4. Пользоваться гражданской шариатской правоспособностью.
Статья 57.
Лица, не являющиеся подданными Его Величества Короля, но работа которых признана необходимой, приглашаются на службу путем заключения с ними договоров на определенный срок и на особых условиях.
Статья 58.
Права и достоинство государственных служащих в соответствии со статьей 56 обеспечиваются правительством.
Статья 59.
Государственные служащие, отличающиеся хорошей работой и ревностной службой, не подлежат переводу в другое учреждение без их согласия.
Статья 60.
Всякий государственный служащий, оправданный судом по обвинению в каком-либо преступлении, не подлежит увольнению со своей должности.
Статья 61.
Будет издан особый закон о государственной службе, содержащий положения о порядке назначения и продвижения по службе и устанавливающий жалованье, права и обязанности, служебное старшинство, порядок увольнения и отстранения от должности, пенсии, подсудность и все связанные с этим вопросы.
ОТДЕЛ 6. ОБЩИЕ ГОРОДСКИЕ СОВЕТЫ.
Статья 62.
В столице и в городах Медине и Джидде учреждаются советы, именуемые «общими городскими советами».
Статья 63.
Указанные советы состоят из землевладельцев, из лиц, занимающихся определенными профессиями и ремеслами, которые будут указаны в положениях о городских советах, а также из знатных людей, назначаемых Его Величеством Королем или его Генеральным наместником из представленных им кандидатов в члены общих городских советов.
Статья 64.
Полномочия лиц, избранных в общий городской совет, вступают в силу лишь после утверждения Его Величеством Королем.
Статья 65.
Число членов городского совета в столице не должно превышать двенадцати, а в Джидде и Медине — восьми лиц.
Статья 66.
Всякий, избранный членом общего городского совета, должен удовлетворять следующим условиям: он должен быть подданным Его Величества Короля, иметь полных 30 лет, обладать опытностью и надлежащей компетентностью, уметь хорошо читать и писать по-арабски, пользоваться гражданской шариатской правоспособностью и отличаться добрыми нравами.
Статья 67.
Общий городской совет созывается раз в месяц, а в случае необходимости и чаще, под председательством одного из своих членов, избираемого для этой цели на каждом заседании.
Статья 68.
В круг ведения общих городских советов входит рассмотрение всех дел и вопросов, касающихся городского управления, и принятие по ним решений в обеспечение надлежащего законного ведения дел.
Статья 69.
Решения общего городского совета столицы представляются Генеральному наместничеству, а городских советов Медины и Джидды — управлению каим-макама, который по рассмотрении препровождает их Генеральному наместничеству для доклада в Совещательном собрании. По их рассмотрении и одобрении этим Собранием они представляются Его Величеству Королю через Генерального наместника.
Статья 70.
Глава городского управления обязан приводить в исполнение соответствующие решения общих городских советов, утвержденные Его Величеством Королем, и полностью сообразовываться с ними.
Статья 71.
Общим городским советам принадлежит право составления городского бюджета, а также в случае необходимости — его изменения и увеличения. Бюджет вступает в силу после утверждения Его Величеством Королем в соответствии со статьей 69.
Статья 72.
Глава городского управления ответственен перед общим городским советом, в связи с чем на него возлагается обязанность давать исчерпывающие ответы на запросы и обращения к нему со стороны членов совета, согласно подлежащему изданию закону о городском управлении.
Статья 73.
Члены общих городских советов не могут выходить за пределы тех полномочий, которые указаны в предшествующих статьях и которые будут определены в положении о городском управлении.
Статья 74.
Срок полномочий членов городских советов трехлетний. По истечении этого срока производятся новые выборы на основании статьи. Статья 75. Выбывающие члены советов могут переизбираться.
Статья 76.
Членство в общих городских советах является почетной обязанностью
ОТДЕЛ 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ) КОМИТЕТЫ ГОРОДОВ.
Статья 77.
В каждом городе учреждается под председательством главы городского управления комитет в составе заведующих разными отделами.
Статья 78.
На обязанности комитетов, учрежденных на основании предыдущей статьи, лежит выработка способов и средств для точного исполнения постановлений общих городских советов, тщательное рассмотрение всех передаваемых им предписаний и распоряжений и принятие необходимых решений.
Статья 79.
Заседания административных комитетов созываются два раза в неделю, а в случае необходимости и чаще.