Ливия. Судебная система
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ОДНОГО ИЗ ДВУХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЛИВИИ (В ТРИПОЛИ) ПО СОСТОЯНИЮ НА ФЕВРАЛЬ 2015 ГОДА.
Ассамблея по разработке Конституции
Третий специальный комитет
Глава III. Судебная система
Глава IV. Конституционный Суд
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Члены судебных органов пользуются независимостью в ходе исполнения своей работы. Никто не имеет власти над ними, за исключением закона и их совести, они не могут смещаться с должности, равны в своих правах и обязанностях, являются гарантами реализации положений Конституции, верховенства закона и защиты прав и свобод, а Государство обеспечивает независимость судебной системы. Вмешательство в процесс правосудия является преступлением, не имеющим срока давности. Члены судебных органов принимают присягу, установленную законом, до вступления в должность.
Статья 2
Членами судебной системы являются судьи, члены аппарата Генерального Прокурора. Закон регулирует порядок их назначения, административные и текущие вопросы их текущей работы в порядке, который обеспечивает их беспристрастность и честность. Им запрещено занимать какую-либо партийную или политическую должность, а также осуществлять любую другую профессиональную деятельность, помимо судебной. Они не могут быть откомандированы или переведены на другую работу, за исключением аналогичных должностей в военных судах и Высшей Избирательной Комиссии.
Статья 3
Члены судебной системы пользуются юридической неприкосновенностью. Они не могут быть арестованы или допрошены без снятия неприкосновенности. В случае поимки на месте преступления, при которой предусмотрен предупредительный арест, Высший Судебный Совет должен быть проинформирован об этом; и он должен принять решение о снятии неприкосновенности. Члены не могут быть смещены с должности. Они не могут быть переведены на другую работу в течение юридического года, за исключением случаев, когда перевод осуществляется по решению Высшего Судебного Совета. Они могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только в случаях и с соблюдением гарантий, предусмотренных законом.
Статья 4
Судебная власть реализовывается различными видами и уровнями судов. Право на судебное разбирательство и защиту гарантировано Конституцией. Судебные заседания проводятся в открытом порядке, если суд не принимает решение о проведении закрытого заседания в целях соблюдения общественного порядка и морали. Обсуждения суда носят конфиденциальный характер, а постановления суда носят открытый характер. Лица, находящиеся под предупредительным арестом, должны быть представлены перед судом в кратчайшие сроки. Смертная казнь применяется только в ходе исполнения судебного или шариатского наказания и после проверки наличия шариатских доказательств. Судебные решения принимаются от имени народа. Неисполнение окончательного решения суда или распоряжения является преступлением, регулируемым законом.
Статья 5
Предупредительное заключение является исключением. Генеральная Прокуратура не имеет права держать в заключении лицо более шести дней за любое преступление, в отношении которого разрешено предупредительное заключение. Он может продлеваться на срок не более шести месяцев, в течение которых обвиняемый должен быть передан компетентному суду либо освобожден. Все судебные процессы происходят на двух уровнях. По тяжким преступлениям судебные процессы проводятся тремя судьями в суде первой инстанции. Ранг каждого судьи должен быть не ниже заместителя судьи. Решения суда первой инстанции могут быть оспорены в Апелляционном Суде в составе трех или пяти судей. Судебный процесс не может длиться более двух лет с даты первого заседания. Закон регулирует судебные разбирательства и длительность предупредительного заключения.
Статья 6
Человек изначально невиновен. Каждый имеет право на справедливое судебное разбирательство перед действующим судьей в течение обоснованного периода времени. Стороны разбирательства равны перед законом. Государство гарантирует свободный доступ к судам. Суды не принимают доказательства, полученные под принуждением или с применением незаконных действий. Создание специальных или исключительных судов запрещено. Любое законодательство может быть оспорено перед судом. Закон регулирует компетенцию различных видов и уровней судов.
Статья 7
- Срок полномочий глав судебных институтов и органов, а также их заместителей составляет четыре года либо меньший срок, который остался до пенсии, и не может быть возобновлен.
- Срок полномочий члена судебной системы истекает по достижению им семидесяти лет. Однако он вправе уйти на пенсию по собственному желанию по достижению им пятидесяти пяти лет. Закон регулирует другие случаи и процедуры прекращения полномочий.
РАЗДЕЛ 2. ВЫСШИЙ СУДЕБНЫЙ СОВЕТ
Статья 8
Высший Судебный Совет включает следующих членов: - Председатель Высшего Суда в качестве Председателя;
- Председатель Государственного Совета в качестве Заместителя;
- Генеральный Прокурор в качестве члена;
- Министр юстиции в качестве члена;
- Председатель Управления по контролю за судебными органами в качестве члена;
- председатели апелляционных судов в качестве членов;
- Председатель Управления по правовым делам государства в качестве члена;
- самый старший председатель суда первой инстанции в качестве члена.
Совет пользуется административной и финансовой автономией, разрабатывает собственный бюджет и обсуждает его с законодательным органом, а также осуществляет создание судов и прокуратур и выражает свое мнение относительно законопроектов, связанных с судебной системой. В случае отсутствия Председателя Совета следующий самый старший член Совета выполняет его обязанности. Кворум каждого заседания – две трети членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов. В случае равного разделения голосов решающий голос имеет Председатель.
РАЗДЕЛ 3. СУДЫ И ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
Статья 9
Высший Суд является высшим судебным органом и состоит из председателя; вице-председателя и необходимого количества судей, ранг которых должен быть не ниже Председателя Апелляционного Суда, избранных Высшим Судебным Советом. Председатель и вице-председатель суда назначаются из числа трех самых старших судей по решению общего собрания. Суд является единственным компетентным органом для принятия решения относительно «конфликта юрисдикции» судебных органов и противоречий, возникших в ходе исполнения окончательных и противоречащих друг другу договоров. Законные принципы, утвержденные по решению Высокого Суда, обязательны для всех судов и других органов, за исключением Конституционного Суда. Закон регулирует административные вопросы его членов. Его решения подлежат пересмотру. Закон регулирует другие полномочия Суда.
Статья 10
Генеральная Прокуратура при Кассационном Суде подчиняется Высокому Суду и состоит из достаточного количества членов, ранг которых должен быть не ниже ранга Генерального Прокурора. Они назначаются по решению Высшего Судебного Совета. Председателем назначается самый старший член, и его полномочия регулируются законом.
Статья 11
Членами Генеральной Прокуратуры являются прокуроры, действующие от имени Генерального Прокурора, которые несут ответственность за расследование и производство общественных исков, при этом Генеральная Прокуратура является единственным органом, уполномоченным подавать ходатайство о снятии неприкосновенности с должностных лиц. Генеральный Прокурор назначается Президентом государства по предложению Высшего Судебного Совета. Он должен быть избран из числа судей Высокого Суда, членов Государственного Совета, председателей апелляционных судов или атторнеев класса (A) на невозобновляемый срок в четыре года или на оставшийся срок до пенсии, в зависимости от того, какое событие наступит раньше.
РАЗДЕЛ 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
Статья 12
- Государственный Совет является независимым судебным органом, штаб-квартира которого находится в г. Триполи. По решению общего собрания Совет может проводить заседания в любом другом городе Ливии. Он состоит из председателя, вице-председателя и достаточного количества судей в ранге не ниже Председателя апелляционного суда и учреждается по решению Высшего Судебного Совета.
- При Государственном Совете действует прокуратура, которая состоит из достаточного количества обвинителей с рангом не ниже первого заместителя прокурора, которые осуществляют расследование административных и финансовых нарушений и случаев злоупотребления полномочиями со стороны административных органов, а также возбуждают и ведут иски и присутствуют на заседаниях суда. Обвинители назначаются Высшим Судебным Советом по предложению Генерального Прокурора; Председателем выступает самый старший член. Закон регулирует другие полномочия прокуратуры.
Статья 13
Государственный Совет обладает исключительной компетенцией по рассмотрению административных исков, связанных с правами человека, дисциплинарными нарушениями, нарушениями во время выборов, которые возбуждаются административными департаментами апелляционных судов. К полномочиям Совета также относится рассмотрение конфликтов, возникших в связи с исполнением его распоряжений. Совет разрабатывает и осуществляет толкование законопроектов, рассматривает проекты договоров, стороной которых выступает Государство, государственные или частные предприятия. В отношении членов Совета действуют те же процедуры, которые предусмотрены для выбора Председателя Высокого Суда, его заместителя и судей. Закон регулирует другие полномочия Совета.
РАЗДЕЛ 5. СУДЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Судебный контрольный орган
Статья 14
Судебный орган, созданный по решению Высшего Судебного Совета; он состоит из председателя и вице-председателя, а также достаточного количества судей, ранг которых должен быть не ниже заместителя председателя апелляционного суда.
Управление по правовым делам государства и Управление общественных защитников
Статья 15
Управление по правовым делам государства учреждается по решению Высшего Судебного Совета и представляет Государство в исках, возбужденных против Государства. Управление общественных защитников защищает всех желающих воспользоваться его услугами. Закон регулирует деятельность и полномочия обоих органов.
РАЗДЕЛ 6. АДВОКАТЫ
Статья 16
Адвокаты являются независимыми специалистами и партнерами в отправлении правосудия. Они пользуются уголовной неприкосновенностью, а арест или задержание адвоката разрешено только в случае поимки на месте преступления. Закон регулирует условия ведения реестра адвокатов и порядок осуществления их деятельности.
РАЗДЕЛ 7. СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТЫ
Статья 17
Судебные эксперты, судмедэксперты и должностные лица судов и Генеральной Прокуратуры пользуются независимостью в ходе исполнения своих обязанностей и уголовной неприкосновенностью в силу выполняемых задач. Это регулируется законом.
РАЗДЕЛ 8. ВОЕННЫЕ СУДЫ
Статья 18
Военные суды специализируются на рассмотрении военных преступлений, совершенных членами вооруженных сил и связанными с ними гражданскими лицами. Гражданские лица не могут предстать перед военными судами, за исключением преступлений, которые представляют собой прямую агрессию по отношению к военным объектам. Закон определяет такие преступления и другие полномочия военных судов в порядке, который обеспечивает право оспорить постановления перед Высоким Судом в отношении тяжких преступлений, при этом адвокаты должны вести свою защиту согласно закону. Их члены пользуются гарантиями и неприкосновенностью, которой пользуются члены судебных органов.
РАЗДЕЛ 9. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 19
Высокий Суд продолжает выполнять свои обязанности по рассмотрению конституционных и административных ходатайств до формирования Конституционного Суда и Государственного Совета.
Статья 20
Льготы и другие карьерные аспекты, которыми пользуются защитники Высокого Суда и Прокуратуры Кассационного Суда, применяются ко всем членам судебных органов. Высший Судебный Совет принимает решение, определяющее ранговый список членов судебных органов, в том числе Защитников Высокого Суда.
ГЛАВА IV. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД
РАЗДЕЛ 1. СТРУКТУРА СУДА
Статья 21
Конституционный Суд является судебным органом, штаб-квартира которого находится в г.Триполи и который может провести заседание в любом другом городе Ливии по решению Генеральной Ассамблеи. Суд имеет собственный независимый бюджет, который обсуждается перед законодательным органом. Суд предоставляет заключения относительно законопроектов, связанных с его деятельностью.
Статья 22
Суд состоит из одиннадцати членов, включая председателя и вице-председателя. Высший Судебный Совет предлагает кандидатуры пяти судей с рангом не ниже председателя Апелляционного Суда. Президент государства предлагает кандидатуры трех членов и законодательный орган предлагает кандидатуры трех членов. Кандидаты от Президента государства и законодательного органа должны иметь высшую квалификацию и компетентность в сфере юриспруденции, исламского шариатского права или политологии, а также не менее двадцати лет опыта работы в своей профессиональной сфере либо непрерывный опыт в течение пятнадцати лет в качестве адвокатов перед Высоким Судом. Председатель и вице-председатель Суда должен быть из числа членов, предложенных Высшим Судебным Советом. Вакансии в членстве заполняются в таком же порядке.
Статья 23
Срок полномочий членов Суда составляет шесть лет. Члены Суда не имеют права занимать какую-либо политическую или партийную должность либо осуществлять иную деятельность в течение срока своего членства в Конституционном Суде. Закон регулирует работу Суда, его процедуры и другие полномочия.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЕТЕНЦИЯ СУДА
Статья 24
Конституционный Суд является единственным органом, обладающим необходимыми полномочиями для контроля за конституционностью законодательства, толкования текстов Конституции и пересмотра международных соглашений, стороной которых выступает Ливия. Он также уполномочен принимать решения относительно деятельности своих членов, исполнения своих постановлений и решений и ходатайств о конституционности созданных политических партий, их программ, порядка их финансирования и создания, их деятельности, целей, процедуры роспуска и прекращения их деятельности. Суд уполномочен принимать решение о конфликте полномочий органов, предоставленных им согласно Конституции, а также пересматривать законодательство, на основании которого было принято решение о неконституционности. Решения Суда окончательны и обжалованию не подлежат. Закон регулирует другие полномочия Суда.
Статья 25
Президент государства, Премьер-министр и Генеральный Прокурор вправе направить в Конституционный Суд ходатайство о принятии законодательства для регулирования определенных вопросов, если Законодательный орган отказывается его принять. Подобно этому любые заинтересованные физические и юридические лица вправе направить в Конституционный Суд ходатайство о принятии законодательства о защите основных прав, предусмотренных Конституцией. Постановления и решения Суда должны быть опубликованы в официальном печатном издании.