Закон Сауд Аравии о банковском надзоре
ЗАКОН О БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ
ИЗДАННЫЙ КОРОЛЕВСКИМ УКАЗОМ
No. M/5 от 22.2.1386
КОРОЛЕВСКИЙ УКАЗ
NO. M / 5
Дата: 22.2.1386
( 11.6.1966)
С помощью Всемогущего Бога,
Мы, Фейсал Ибн Абдул Азиз Аль Сауд
Король Королевства Саудовской Аравии,
Принимая во внимание Статью 19 Хартии о Совете Министров, изданной Королевским Указом No.38 от 22.10.1377 A.H. и пересмотрев Решение Кабинета Министров No.179 от 5.2.1386,
Устанавливаем следующее:
Первое: Одобрение Закона о Банковском Надзоре в Прилагаемом тексте.
Второе: Заместитель Премьера и Министр Финансов и Национальной Экономики должны исполнить наш настоящий Указ.
Фейсал
ЗАКОН О БАНКОВСКОМ НАДЗОРЕ
Статья 1
В настоящем Законе следующие выражения должны иметь определение, закрепленное в настоящей Статье:
a. «Банк» означает любое физическое или юридическое лицо, которое, в основном, занимается любой банковской деятельностью в Королевстве.
b. «Банковская Деятельность» означает получение денег на текущий или срочный депозитный счет, открытие текущих счетов, открытие аккредитивов, выдача гарантийных писем, оплата и прием чеков, платежных поручений, векселей и других подобных ценных бумаг, учет векселей, переводных векселей и других коммерческих бумаг, валютные операции и другие банковские операции.
c. «Национальный банк» означает банк, главный офис и филиалы которого расположены в Королевстве.
d. «Иностранный Банк» означает банк, филиалы которого расположены в Королевстве, а его главный офис за пределами Королевства.
e. «Агентство» означает Монетарное Агентство Саудовской Аравии.
f. «Вложенный Капитал” означает капитал, предусмотренный иностранным банком для вложения в свои филиалы в Королевстве.
Статья 2
Никакое лицо, физическое или юридическое, не имеющее лицензию согласно положениям настоящего Закона, не должно, в основном, заниматься любой банковской деятельностью. Тем не менее,
a. Юридические лица, имеющие лицензию в соответствии с другим законом или специальным указом на осуществление банковских операций, может осуществлять такую деятельность в пределах оговоренных целей.
b. Обменники, имеющие лицензию, могут осуществлять обмен валют в форме банкнот и монет, но больше никакие банковские операции.
Статья 3
Все заявления, на получение лицензии на осуществление банковской деятельности в Королевстве, должны подаваться в Агентство, которое изучит заявления после получения всей необходимой информации и предоставит свои рекомендации Министру Финансов и Национальной Экономики.
Лицензия для Национального Банка должна оговаривать следующее:
- Это должно быть Акционерное Общество Саудовской Аравии.
- Оплаченный капитал должен составлять не менее 2.5 миллионов риалов, и все взносы в акционерный капитал должны оплачиваться наличными.
- Основатели и члены совета директоров должны быть лицами с хорошей репутацией.
- Учредительный договор и Устав компании должны соответствовать требованиям Министра Финансов и Национальной Экономики.
В случае, если иностранный банк желает основать филиал или филиалы в Королевстве, предоставление лицензии должны соответствовать условиям, установленным Советом Министров по рекомендации Министра Финансов и Национальной Экономики. Во всех случаях лицензия должна выдаваться Министром Финансов и Национальной Экономики после одобрения Совета Министров.
Статья 4
В качестве исключения к положениям предыдущей Статьи, лицензии или разрешения, ранее выданные лицам, осуществляющим банковскую деятельность в Королевстве, и действующие во время вступления в силу настоящего Закона, должны и в дальнейшем признаваться.
Тем не менее, Агентство может запросить такие документы и информацию у этих лиц, если считает это необходимым.
Агентство по одобрению Совета Министров может затребовать эти документы для проверки их соответствия всем или отдельным положениям статьи 3 настоящего Закона на период, который он устанавливает.
Статья 5
Любое лицо, которое не уполномочено осуществлять банковскую деятельность в Королевстве, не может использовать слово «Банк», или его синоним, или любое подобное выражение на любом языке в своих документах или публикациях, или в своем коммерческом адресе, или в своем имени или рекламе.
Статья 6
Депозитарные обязательства банка не должны превышать его резервы и оплаченный или вложенный капитал более, чем в пятнадцать раз. Если депозитарные обязательства превышают этот лимит, банк должен в течение месяца после подачи отчета, на который ссылается параграф 1 Статьи 15, либо увеличить свой капитал и резервы до установленного лимита, либо внести в депозит в Агентство сумму, равную пятидесяти процентам превышения.
Статья 7
Каждый банк в любое время должен поддерживать в Агентстве обязательный депозит на сумму не менее пятнадцати процентов его депозитарных обязательств. Агентство, если считает необходимым в общественных интересах, может изменять вышеупомянутый процент, при этом он не может быть уменьшен ниже 10 процентов и увеличен более, чем 17.5 процентов. Тем не менее, Агентство может изменять эти лимиты по одобрению Министра Финансов и Национальной Экономики.
В дополнение к обязательному депозиту, предусмотренному предыдущим параграфом, каждый банк должен поддерживать ликвидный резерв на сумму не менее 15 процентов его депозитарных обязательств. Этот резерв может состоять из наличных средств, золота или имущества, которое может быть обналичено в течение периода, не превышающего 30 дней. Агентство, если считает необходимым, может увеличить вышеупомянутую процентную норму до двадцати процентов.
Статья 8
Никакой банк не должен давать ссуду, предоставлять кредитные средства, давать гарантию или принимать на себя любое другое финансовое обязательство по отношению к любому физическому или юридическому лицу на сумму, превышающую 25 процентов резервов и оплаченного или вложенного капитала Банка. Агентство, в общественных интересах и согласно условиям, которые оно определяет, может увеличить эту процентную норму до 50 процентов.
Положения вышеупомянутого параграфа не применяются к операциям между банками, между главными офисами и их филиалами или между этими филиалами.
Статья 9
Никакой банк не должен осуществлять следующие операции: - Давать ссуду, предоставлять кредитные средства, давать гарантию или принимать на себя любое другое финансовое обязательство под залог своих собственных акций.
- Давать, без залога, ссуду, кредитные средства, давать гарантию или принимать на себя любое другое финансовое обязательство по отношению к:
a. Члену своего Совета Директоров или своим Аудиторам.
b. Учреждениям, не принимающим форму акционерного общества, в которых любой из его Директоров или Аудиторов выступает в качестве партнера или управленца или имеет прямой финансовый интерес.
c. Лицам или учреждениям, не принимающим форму акционерного общества, в случаях, когда любой из Директоров или Аудиторов Банка является Поручителем. - Давать, без залога, ссуду, кредитные средства, давать гарантию или принимать на себя любое другое финансовое обязательство свои должностным лицам или наемным работникам на сумму, превышающую четырехмесячную заработную плату заинтересованного лица.
Любой директор, аудитор или управленец банка, который нарушает параграфы 2 и 3 настоящей Статьи, должен считаться ушедшим в отставку со своей должности.
Статья 10
Никакой банк не может осуществлять следующую деятельность: - Вовлекаться, либо за свой счет, либо на комиссионной основе, в оптовую или розничную торговлю, включая импорт и экспорт.
- Иметь любой прямой интерес, в качестве держателя акций, партнера, собственника или в другом качестве в любом коммерческом, промышленном, сельскохозяйственном или другом предприятии, превышая лимиты, которые упоминаются в параграфе 4 настоящей Статьи, за исключением случаев, когда этот интерес является результатом погашения долга перед банком, при этом любой такой интерес должен быть передан в течение двух лет или более длительного периода, определенного по согласованию с Агентством.
- Покупать, без одобрения Агентства, акции и облигации любого банка, осуществляющего свою деятельность в Королевстве.
- Владеть акциями любой другой акционерной компании, зарегистрированной в Королевстве, которые составляют не более десяти процентов оплаченного капитала этой компании, при этом номинальная стоимость этих акций не должна превышать двадцати процентов оплаченного капитала и резервов банка; вышеуказанные лимиты, при необходимости, могут повышаться Агентством.
- Приобретать или сдавать в аренду недвижимое имущество, за исключением случаев, когда это необходимо для осуществления банковской деятельности, проживания его наемных работников или их отдыха или когда это делается в качестве погашения долга перед Банком.
В случаях, когда банк получает право владения недвижимостью в результате погашения долга перед ним, и это недвижимое имущество не нужно Банку для осуществления банковской деятельности, проживания или отдыха его наемных работников, оно должно быть реализовано в течение трех лет с момента получения права владения им или, в исключительных и обоснованных случаях, в течение периода, одобренного Агентством и согласно условиям, которое оно считает необходимым установить.
В качестве исключения к положениям параграфа 5 настоящей Статьи, банк, в исключительных и обоснованных случаях и по одобрению Агентства, может приобрести недвижимое имущество, стоимость которого не должна превышать 20 процентов его оплаченного капитала и резервов.
Статья 11
Банки не могут осуществлять следующие операции без письменного одобрения Агентства и без соблюдения условий, которые оно устанавливает:
a. Изменение состава их оплаченного или вложенного капитала.
b. Вступление в любую схему слияния или участия в деятельности другого банка или другого учреждения, осуществляющего банковскую деятельность.
c. Приобретение акций компании, зарегистрированной за пределами Королевства.
d. Прекращение ведения банковской деятельности. В этом случае, Агентство должно, до согласования этого прекращения, удостовериться, что Банк осуществил все необходимые меры для охраны прав вкладчиков.
e. Открытие филиалов и других офисов в Королевстве, а также открытие филиалов и других офисов национальных банков за пределами Королевства. До предоставления письменной лицензии согласно настоящему параграфу, Агентство должно получить одобрение Министра Финансов и Национальной Экономики.
Статья 12
Никакое лицо не может быть директором более, чем одного банка.
Никакое лицо в следующих случаях не должно быть избрано директором или управляющим любого банка без письменного разрешения Агентства:
a. Если он занимал подобную должность в банковском концерне, который был ликвидирован, даже если ликвидация произошла до вступления в силу настоящего Закона.
Агентство не должно давать такое разрешение до того, как не станет ясно, что заинтересованное лицо не было ответственно за такую ликвидацию.
b. Если он был смещен с подобной должности любого банковского учреждения, даже если это смещение произошло до вступления в силу настоящего Закона. В этом случае одобрение Агентства должно основываться на уважительных причинах.
Любой директор или управляющий банка, который был объявлен в судебном порядке банкротом или осужден за моральное преступление, должен считаться смещенным с должности.
Статья 13
Каждый банк, до заявления о распределении любой прибыли, должен переводить сумму, равную не менее 25 процентам чистой прибыли, на обязательный резерв, пока этот резерв не будет равен как минимум оплаченному капиталу.
(Поправка*) “Никакой банк не должен выплачивать дивиденды или переводить часть прибыли за границу до тех пор, пока его совокупные уставные расходы и понесенные убытки не будут списаны, и после отчисления не менее 10% стоимости капитализированных расходов, пока все эти расходы не будут полностью списаны”.
(Изменения внесены в соответствии с Королевским Указом No. M/2 от 6.1.1391 AH.)
Любое действие, предпринятое для объявления или выплаты дивидендов в нарушение положений настоящей Статьи, должно считаться юридически недействительным.
Статья 14
Каждый банк ежегодно должен назначать двух аудиторов из списка аудиторов, одобренного Министерством Торговли и Промышленности. Аудиторы должны подготовить отчет о Балансовом отчете и об Отчете о прибылях и убытках. Этот отчет должен содержать мнение аудитора о том, должным ли образом и правильно ли баланс Банка отображает его финансовое положение, а также степень его удовлетворенности объяснениями или информацией, которую он запросил у управляющего и другого персонала банка.
В отношении банков в форме компании отчет, на который ссылается вышеупомянутый параграф, должен рассматриваться вместе с годовым отчетом руководства Банка на Общем Собрании, которое должно проводиться в течение шести месяцев с момента окончания финансового года банка. Руководство банка должно отправить копии этих двух отчетов в Агентство.
Положения первого параграфа настоящей Статьи должны применяться к иностранным банкам в отношении их филиалов, действующих в Королевстве. Они должны отправлять копию отчета Аудитора в Агентство.
Статья 15
Каждый банк должен предоставлять Агентству к концу следующего месяца сводный ежемесячный отчет о финансовом положении за предыдущий месяц, который должен содержать достоверную и правильную информацию, и должен составляться в форме, определенной Агентством. Каждый банк также должен предоставлять Монетарному Агентству в течение шести месяцев после закрытия финансового года копию ежегодного баланса и отчета о прибылях и убытках, заверенную его аудиторами в форме, определенной Агентством.
Статья 16
Монетарное Агентство, по одобрению Министра Финансов и Национальной Экономики, может издать общие правила относительно следующих вопросов: - Максимальные лимиты общих займов, которые могут быть выданы банком или банками.
- Запрет или ограничение особых категорий займов или других операций.
- Установление сроков и условий, которые банки должны принимать во внимание во время осуществления определенных видов операций для своих клиентов.
- Денежная маржа, которую должны получать банки по определенным категориям кредитов или гарантий.
- Минимальная норма, которая должна соблюдаться между лимитами для займов и обеспечением этих займов.
- Установление количества активов, которое должно поддерживаться каждым банком в Королевстве. Эти активы не должны падать ниже определенной процентной нормы депозитарных обязательств Банка, которая должна определяться Агентством время от времени.
Агентство, время от времени, может принимать решения относительно следующего: - Определение выражения «депозитарные обязательства», на которое ссылается настоящий Закон.
- Определение выходных и рабочих часов банков.
Статья 17
Агентство, в любое время, может потребовать у банка предоставить ему, в течение установленного предельного срока и в таком виде, который оно определило, информацию, которую оно считает необходимой для обеспечения реализации целей настоящего Закона.
Статья 18
Агентство, по одобрению Министра Финансов и Национальной Экономики, может проводить ревизию бухгалтерских книг любого банка, либо с помощью своего персонала, либо с помощью назначенных из вне аудиторов. Изучение бухгалтерских книг банка должно проходить в помещении банка. В этом случае персонал банка должен предоставить все требуемые бухгалтерские книги и записи, а также другие документы в их хранении или в пределах их полномочий, и должны предоставить всю информацию относительно банка, которой они владеют.
Статья 19
Любое лицо, которое стало обладать информацией во время выполнения своих обязанностей по применению настоящего Закона, не должно раскрывать эту информацию или использовать её любым другим способом.
Статья 20
Агентство периодически должно опубликовывать совместные отчеты по основным данным, содержащихся в документах, на которые ссылается Статья 15.
Статья 21
Министр Финансов и Национальной Экономики, при исключительных обстоятельствах, и по предварительному одобрению Совета Министров, может исключить любой банк из любого положения настоящего Закона или из постановлений, принятых в результате его исполнения, на ограниченный период времени и согласно таким условиям, которые лежат в основе каждого случая.
Статья 22
Если Агентство считает, что банк не выполняет положения настоящего Закона или положения любых постановлений, принятых согласно настоящему Закону, или если Банк принимает политику, которая может серьезно повлиять на его кредитоспособность и ликвидность, оно может, по одобрению Министра Финансов и Национальной Экономики, предпринять одно или несколько из следующих действий:
a. Назначить одного или более советников для советов банку в осуществлении его деятельности.
b. Издать приказ об отстранении или снятии с должности любого директора или должностного лица банка.
c. Ограничить или запретить предоставление кредитов или прием депозитов.
d. Потребовать от банка принятия других мер, которые оно считает необходимыми.
Если Агентство считает, что банк постоянно нарушает положения настоящего Закона или решения и постановления, принятые в соответствии с ним, оно может потребовать от этого банка предоставить причины такого нарушения вместе с предложениями для исправления ситуации в течение установленного периода. Если Агентство считает, что эти предложения недостаточны для этих целей, или если банк не смог внедрить согласованный или установленный порядок действий в течение установленного периода, Министр Финансов и Национальной Экономики, по одобрению Совета Министров, может отозвать лицензию упомянутого банка.
Статья 23
- Любое лицо, которое нарушает положения параграфа 1 Статьи 2, Статью 5 и пункты a, b и c параграфа 1 Статьи 11, Статью 12 и Статью 18, должно привлекаться к ответственности в форме тюремного заключения на срок не более двух лет и штрафа не более 5,000 риалов за каждый день продолжения правонарушения или в форме одного из этих наказаний.
- Любое лицо, которое нарушает положения Статьи 19 должно привлекаться к ответственности в форме тюремного заключения на срок не более двух лет и штрафа не более 20,000 риалов или в форме одного из этих наказаний.
- Любое лицо, которое нарушает положения Статей 8, 9 и 10 должно привлекаться к ответственности в форме тюремного заключения на срок не более шести месяцев и штрафа не более 10,000 риалов или в форме одного из этих наказаний.
- Любое лицо, которое нарушает положения Статей 7, 14 и 15 должно привлекаться к ответственности в форме штрафа не более 500 риалов за каждый день продолжения правонарушения.
- Любое лицо, которое нарушает другие положения настоящего Закона или постановления и решения, принятые во время его исполнения, должно привлекаться к ответственности в форме штрафа не более 5,000 риалов.
- В случае, если преступления, наказуемые согласно параграфам 2,3 и 5 настоящей Статьи, совершаются одним и тем же лицом с одной целью, и при этом эти преступления взаимосвязаны по предмету и времени совершения, они должны рассматриваться, как одно преступление, наказуемое одним наказанием.
При наложении наказаний, содержащихся в настоящей Статье, следует учитывать, если преступление карается более, чем одним наказанием, нарушитель должен подвергаться более суровому из них.
Статья 24
Председатель, Исполнительный Директор, Директора, Управляющий главным офисом и управляющие Филиалом должны быть ответственны, каждый в пределах своей юрисдикции, за любое нарушение настоящего Закона или решений и норм, принятых в процессе его исполнения.
Статья 25
Министр Финансов и Национальной Экономики должен назначить комитет из трех человек не из Агентства и указать условия и меры, необходимые для соблюдения при вынесении решений о правонарушениях, наказуемых согласно настоящему Закону по просьбе Агентства.
Статья 26
Заместитель Премьер-министра и Министр Финансов должны ввести настоящий Закон в действие, и он должен вступить в силу со дня его публикации.