Закон Йемена о политических партиях

ЙЕМЕН: ЗАКОН NO. 66 (1991)
О ПАРТИЯХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: НАЗВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Статья 1
Настоящий закон называется «Закон о партиях и политических организациях «.
Статья 2
Слова и выражения, используемые в настоящем документе, имеют следующее значение, если прямо не предусмотрено иное:
РЕСПУБЛИКА: Республика Йемен
КОНСТИТУЦИЯ: Конституция Республики Йемен.
ПАРТИЯ или ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: Любая группа граждан Йемена, организованная согласно общим принципами и целям, основанным на конституционной законности, которая осуществляет политическую и демократическую деятельность с целью достижения передачи власти или ее распределения с использованием мирных способов.
КОМИТЕТ: Комитет по вопросам партий и политических организаций, созданный согласно закону.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: ОСНОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 3
Согласно Статье 39 Конституции Республики Йемен, общие свободы, включая политический плюрализм и партийную систему, основанную на конституционной законности, считаются правом и опорой политической и социальной системы Республики Йемен. Это право не может отменяться, ограничиваться или сдерживаться, и никакие меры не могут применяться для ограничения свободы граждан в его реализации. В то же время, никакая партия или политическая организация не может злоупотреблять этим правом в противоречии с национальными интересами и с охраной суверенитета, безопасности, стабильности и национального согласия.
Статья 4
Настоящий закон нацелен на определение принципов и порядка создания и деятельности партий и политических организаций.
Статья 5
Все жители Йемена имеют право создавать партии и политические организации, и они имеют право свободно присоединяться к любой партии или политической организации согласно конституционной законности и принципам настоящего закона.
Статья 6
Партия или политическая организация использует мирные и демократические способы для реализации четко определенных программ в политической, экономической, социальной и культурной сфере Республики, посредством участия в политической и демократической жизни для обеспечения мирной передачи власти или ее распределения посредством свободных и честных общих выборов.
Статья 7
Партии и политические организации способствуют достижению политического, социального, экономического и культурного прогресса и укреплению национального единства с помощью демократической деятельности в соответствии с конституцией при условии, что партии являются национальными, популярными и демократическими политическими организациями, которые работают для организации граждан и их представительства в политической жизни.
Статья 8
Для создания и осуществления деятельности любой партии или политической организации, необходимо соблюдать следующее:
Первое: Ее принципы, цели, программы и способы не противоречат:
a) исламским предписаниям и ценностям;
b) суверенитету, целостности и единству страны и народа.
c) республиканской системе, целям и принципам сентябрьской и октябрьской революций и Конституции Республики.
d) национальному согласию общества Йемена.
e) основным свободам и обязанностям и межнациональным декларациям о правах человека.
f) присоединению общества Йемена к арабской и мусульманской нации.
Второе: Когда подается заявка о создании партии или политической организации, программа и политика, с помощью которой она собирается достигать свои цели в политической, экономической, социальной и культурной сфере, не должна повторять программу других (существующих) партий и политических организаций.
Третье: Партия или политическая организация, подающая заявление, имеет внутреннюю систему постановлений, подзаконных актов и политическую программу, одобренную ее членами.
Четвертое: Партия или политическая организация не основывается на региональной, племенной, сектантской, профессиональной или другой форме дискриминации граждан на основе пола, расы или цвета кожи.
Пятое: Партия не может основываться на концепции, противоречащей исламскому праву, и не может строить свою деятельность на изоляции других партий или членов общества или провозглашать себя единственной партией, представляющей истинный Ислам, патриотизм, национализм или революцию.
Шестое: Партии или политические организации не могут: (i) создавать военные или полувоенные формирования или помогать в их создании; (ii) использовать насилие в любой форме, угрозы или подстрекательство; (iii) включать в свою программу и материалы любую информацию, которая побуждает к насилию или созданию военных или полувоенных формирований, открыто или тайно.
Седьмое: Партия или политическая организация не может присоединяться к политической системе в другой стране. Тем не менее, йеменские партии могут устанавливать двусторонние отношения на паритетных началах с любой нейеменской партией или политической организацией в порядке, который не противоречит высшим национальным интересам Йемена, конституции и действующим законам.
Восьмое: Партия или политическая организация должна открыто заявить о своих принципах, целях, методах, политической структуре, форме и руководстве.
Девятое: Партия должна опираться на национальную основу и не может ограничивать членство любым географическим регионом.
Статья 9
Правила процедуры, устав и политические программы партии или политической организации должны включать приницпы, регулирующие все политические, организационные, финансовые и административные дела, которые не могут противоречить положениям настоящего закона. В частности, они должны включать:
a) полное название партии или политической организации, которое не может копировать любую другую существующую партию или политическую организацию.
b) адрес главного офиса партии или политической организации и ее филиалов, если они есть. Все офисы и филиалы должны быть расположены в пределах Республики Йемен, и они не могут располагаться в храмах, промышленных и других местах работы, образовательных, судебных, военных или любых других местах общего обслуживания. Главное управление партии должно находиться в г. Сана.
c) принципы и цели партии или политической организации, а также средства и программы, которые она будет применять для их достижения.
d) условия членства, порядок подачи заявлений, приема, отзыва и лишения членства. Эти условия не должны разрабатываться с целью дискриминации на основе пола, цвета кожи, расы, языка, профессии или социального статуса.
e) порядок создания подразделений партии, роста в рамках партии, политические и финансовые обязанности партийных кадров, должностей и подразделений и порядок осуществления их деятельности. Все процедуры и шаги а рамках партии должны позволять реализацию демократических прав всех членов.
f) финансовую структуру партии с указанием ее ресурсов, банков, с которыми работает партия, и порядок распределения средств; кроме информации относительно системы бухгалтерского учета, стандарты аудита и порядок разработки и одобрения бюджета.
g) законы и процедуры, регулирующие слиянии партии с другой партией, ее аннулирование и распределение активов.
Статья 10
Любой член партии или политической организации должен соответствовать следующим требованиям:
a) должен быть гражданином Йемена. Если он стал гражданином в результате натурализации, то должны применяться временные требования, указанные в законе о гражданстве.
b) должен быть в возрасте 18 лет.
c) должен обладать полными политическими правами. Эти права могут нарушаться только по решению суда.
d) не должен быть членом судебных, полицейских или военных сил и не должен быть назначен членом дипломатического корпуса за пределами Йемена.
Статья 11
С учетом пунктов (c и d) Статьи 10), следующие условия должны применяться к любому лицу, создающему партию или политическую организацию:
a) должен быть рожден от отца, который был гражданином Йемена.
b) должен быть в возрасте 24 лет.
c) против него не должно быть принятого судебного решения, лишающего его права на политическую деятельность или осуждающего его в преступлении, которое затрагивает его правоспособность или ой activity or convicting him of a crime which touches his/her целостность or благопристойность, если он не был оправдан.
Статья 12
Председатель партии или политической организации представляет партию перед судебной системой или любой другой партией. Председатель партии может, согласно правилам процедуры партии, уполномочить любого из руководящих членов партии для ее представительства на подобных форумах.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПАРТИИ
Статья 13
Комитет, именуемый “Комитет по вопроса партий и политических организаций”, должен быть сформирован в следующем порядке: Государственный Министр по парламентским вопросам в качестве председателя, Министр внутренних дел в качестве члена, Министр юстиции в качестве члена, четыре лица в качестве членов, если они не являются членами любой партии или политической организации, и они должны выдвигаться из числа судей в отставке или адвокатов, аккредитованных в Высший Судебный Совет. Четыре лица, в отношении которых должен быть принят республиканский указа, должны соответствовать следующим требованиям:
a) они должны обладать личной целостностью, беспристрастностью и независимостью;
b) они должны придерживаться принципа демократии и многопартийной политической системы;
c) они должны принять конституционную присягу перед Президентским Советом о том, что они будут выполнять вышеуказанные условия на протяжении своего срока полномочий в Комитете, который отвечает за прием, отбор и обеспечение того, что заявления о создании партий и политических организаций соответствуют требованиям настоящего закона и любых других положений.
Статья 14
Для создания любой партии или политической организации должны быть предприняты следующие шаги:
a) Председателю комитета должно подаваться письменное заявление. Это заявление должно быть подписано, по крайней мере, семьюдесятью пятью членами-основателями, и их подписи должны быть заверены судом первой инстанции.
b) В момент подачи заявления партия или политическая организация должна насчитывать, по крайней мере, 2,500 членов из основных провинций, включая город Сана.
c) Заявление должна включать полный набор документов, а именно, политическую программу, подзаконные акты, баланс ресурсов, активов и их источников, банк партии и имена лиц, уполномоченных от имени партии или политической организации осуществлять процедуры по ее созданию.
d) Председатель комитета должен предоставить заявление комитету в течение 15 дней.
e) После того, как комитет проверил, что выполнены все условия, он должен опубликовать объявление, на семь дней, в одной из дневных газет о том, что ему было подано заявление. Это объявление должно включать название партии или политической организации, а также имена, звания, профессию и даты рождения членов-основателей. Это объявление должно быть опубликовано максимум в течение одного месяца после даты подачи заявления. Если комитет не опубликовал объявление, то этот факт не должен влиять на создание партии. Любое лицо, которое имеет возражения относительно информации, опубликованной в объявлении, может обратиться в комитет в течение 15 дней после даты публикации.
f) Комитет может, в течение 45 дней после подачи заявления, либо до, либо после публикации объявления, принять решение выступить против создания партии. Это решение должно содержать детальное обоснование решения. Если комитет не возражает против создания партии в течение 45 дней, то создание партии считается автоматически одобренным.
Статья 15
Учитывая последний пункт Статьи 14, председатель комитета должен, заказным письмом и максимум в течение одной недели после принятия комитетом решения об отказе в регистрации, сообщить заявителям партии о решении и его обосновании. Кроме этого, председатель должен позволить основателям партии 30-дневный период от даты получения ими решения комитета об отказе, в течение которого они могут выполнить любые требования или ответить на возражения комитета.
В случае, если расхождения не решены, дело может быть передано в соответствующий суд комитетом или посредством иска, возбужденного от имени членов-основателей партии. Это дело должно рассматриваться судами в срочном порядке, и все партии имеют право оспаривать решение суда согласно закону.
Статья 16
Партия или политическая организация пользуется всеми законными правам и выполняет свою политическую деятельность с даты после истечения 45-дневного периода, указанного в Статье 14, если комитет не выступил против создания. Если комитет выступил против создания, партия или политическая организация может начать свою деятельность с даты принятия приказа суда, аннулирующего возражения комитета. Все документы, связанные с созданием партии, должны быть опубликованы в официальном печатном издании.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: РЕСУРСЫ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Статья 17
Ресурсы партии включают:
a) пожертвования и взносы членов,
b) субсидии, предоставленные правительством;
c) возврат инвестиций партии в иных сферах, чем коммерческая деятельность. Инвестиции партии в выпуск газет, журналов и издательские дома не считаются коммерческими, если они направлены на достижение целей партии,
d) пожертвования и дотации.
Партия или политическая организация не может принимать от лиц, которые не являются гражданами Йемена, или партий (даже, если они приобрели йеменскую национальность) любые пожертвования, товары или услуги. Партия или политическая организация должна вести достоверные бухгалтерские записи с указанием имени донора и суммы пожертвования. Соответствующие органы власти должны информироваться о любом взносе, который превышает YR 100,000 риалов, или если годовая общая сумма взносов от одного лица или партии превысила YR 200,000 риалов. Пожертвования, предоставленные партиями и политическим партиям, не могут вычитаться для целей налогообложения дохода.
Статья 18
Комитет по вопросам партий и политических организаций должен ежегодно предоставлять Совету Министров общую сумму финансирования или субсидий, которую государство предоставит партиям и политическим организациям в соответствии с положениями настоящего закона. После одобрения эта сумма включается в бюджет правительства.
Статья 19
Общая сумма правительственных субсидий партиям и политическим партиям распределяется следующим образом:
a) 25% общей суммы в равных частях всем партиям, представленным в Палате Представителей.
b) 75% общей суммы распределяется в пропорции к голосам, которые партии и политические организации получили на выборах в Палату Представителей. Партия или политическая организация не имеет право на часть этой суммы, если общее количество голосов за ее кандидатов составляет меньше 5% всех голосов.
В течение переходного период Президентский Совет должен принять решение о способе распределения субсидии на основе предложения комитета, сформированного партиями, и оно должно быть представлено Комитету по вопросам партий и политических организаций.
Статья 20
В любом случае, общая сумма субсидии от государства не может превышать общую сумму взносов и сборов, оплаченных членами партии. В случае, если сумма субсидии, предусмотренной для партии, превышает общую сумму ее взносов, то сумма превышения должна перечисляться в правительственную казну.
Статья 21
Сумма государственной субсидии для партий и политических организаций выплачивается в первый (рабочий) день января каждого года. Если новый бюджет еще не одобрен, то выплачивается расчетная сумма на основе прошлогодних данных, пока не будет принять новый бюджет.
Статья 22
Выплата государственной субсидии для партии или политической организации прекращается, если:
a) издан приказ суда о прекращении деятельности партии согласно Статье 34 настоящего закона.
b) партия не предоставляет в соответствующий орган власти копию годового отчета и баланса доходов и расходов.
c) партия принимает дотации, пожертвования или услуги с нарушением Статьи 17 настоящего закона и на основе приказа суда.
d) партия не выполняет положения Статьи 24 и на основе приказа суда.
e) партия добровольно принимает решение о прекращении своей деятельности.
Статья 23
Выплата государственной субсидии прекращается, если:
a) партия или политическая организация прекращает свое существование по собственной инициативе.
b) партия или политическая организация прекращает свое существования по приказу суда согласно Статье 34.
Статья 24
Ресурсы партии могут использоваться только для реализации ее целей и в порядке, определенном ее внутренними документам. Партия должна вести учет в соответствии с надлежащими принципами бухгалтерского учета, показывающими доходы и расходы. Партия должна предоставлять свой ежегодный отчет, включая окончательный баланс в соответствующий орган власти.
Статья 25
Комитет по вопросам партий и политических организаций, после изучения годового отчета о счетах, имеет право фактически осуществить проверку счетов и пересмотреть расходы и доходы для определения их законности. Комитет может назначить специальную команду для выполнения этой задачи, при этом предоставив копию о назначении команды партии или политической партии и обеспечив полную конфиденциальность, за исключением случаев, когда обнаружены нарушения и дело передается судебным органам в соответствии с законом.
Статья 26
Партия и политическая партия должна регистрировать в Комитете все свои активы.
Статья 27
Активы партии или политической организации, в рамках применения уголовного кодекса, рассматриваются, как правительственная собственность, а те, кто распоряжаются этой собственностью, рассматриваются в качестве правительственных должностных лиц.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 28
Офисы и собственность партий и политических организаций неинвестиционного характера освобождаются от всех налогов и сборов.
Статья 29
Офисы партий и политических организаций, их документы, корреспонденция и коммуникации не могут подвергаться наблюдению, обыску или принудительному изъятию, за исключением случаев поимки на месте преступления, когда эти действия могут осуществляться в присутствии соответствующего обвинителя и представителя партии. Если представитель партии отказывается присутствовать, этот отказ должен быть занесен в протокол, и расследование осуществляется в присутствии двух свидетелей. В случае, когда эти права/процедуры нарушаются, следствие и все его последствия считаются юридически недействительными. Генеральная Прокуратура должна сообщать Комитету о любых шагах в этом отношении в течение сорока восьми часов.
Статья 30
Партия или политическая организация имеет право издавать любое количество газет для выражения своих взглядов без получения разрешения, предусмотренное в Законе о прессе. Партия также может использовать другие способы для выражения своего мнения в соответствии с конституцией и действующими законами.
Статья 31
Правительственные СМИ обязаны предоставлять всем партиям и политическим организациям равные возможности для донесения своих взглядов гражданам. Внутренние правила должны регулировать этот доступ.
Статья 32
Председатель Комитета должны информироваться в течение десяти дней о любых изменениях в структуре партии, таких как смена председателя партии, ее слияние с другой партией или любые изменения во внутренних правилах.
Статья 33
Все партии и политические организации должны соблюдать следующие принципы в своей деятельности:
a) не противоречить Исламу.
b) не поддерживать любой из бывших режимов Имама или Султанов. Любые действия, противоречащие целям Революции, Республики, Единству и Демократии запрещены.
c) не нарушать общий порядок и безопасность, участвовать в заговоре или насилии или побуждать других к этому.
d) не использовать правительственные должности или государственные средства ради выгоды партии. Эти нарушения должны наказываться согласно действующим законам.
e) не привлекать новых членов в нарушение пункта 4 Статьи 10 настоящего закона.
f) не использовать храмы, образовательные и правительственные сооружения для поддержания или критики любой партии или политической организации.
g) разрешается использовать общественные возможности и места для политической деятельности при условии предварительного уведомления соответствующих органов власти.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ: ПОЛОЖЕНИЯ О НАКАЗАНИЯХ
Статья 34
Роспуск партии или прекращение ее деятельности или решений допускается только в соответствии с решением суда, основанным на ходатайстве, поданном в суд Комитетом, а также по добровольному решению партии или вследствие слияния. Решение также должно определять, к кому переходят активы партии. Такой шаг предпринимается, если:
a) перестало выполняться любое требование для создания партии согласно Статье 8.
b) партия или политическая организация совершает любую запрещенную деятельность, указанную в Статье 33. Председатель Комитета, после одобрения Комитета, может подать срочное ходатайство в соответствующий суд о прекращении деятельности партии или любого ее решения до принятия окончательного решения суда относительно роспуска партии. Копия этого ходатайства со всеми обоснованиями передается Председателю партии в течение 48 часов после его внесения. Суд должен принять решение по ходатайству Комитета в течение пятнадцати дней, и окончательное решение должно быть принято в течение 90 дней.
Статья 35
Партия или политическая организация считается прекратившей деятельность, если:
a) партия распускается сама.
b) издан окончательный приказ суда о ее роспуске.
c) происходит слияние двух или более партий.
d) партия присоединяется к существующей партии.
e) согласно пунктам (c) и (d), новое образование наследует все права и обязанности распущенной партии.
Статья 36
Комитет может издать предупреждение любой партии или политической организации в случае нарушений, которые могут быть переданы Генеральному Прокурору для принятии соответствующих мер.
Статья 37
Лицо не может принадлежать больше, чем к одной партии.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ: ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 38
Существующие партии должны пересмотреть свой устав в соответствии с настоящим законом не позднее 30/12/1991, на основании подзаконных актов, которые должны быть приняты Президентским Советом, в частности в отношении статей 4 и 10.
Статья 39
Президентский Совет должен принять подзаконные акты для настоящего закона.
Статья 40
Настоящий закон должен вступить в силу после его издания 16/10/1991.
Подписано: Генерал-лейтенант Али Абдулла Салех, Председатель Президентского Совета