Конституция Нигера
КОНСТИТУЦИЯ НИГЕРА
принята 18 июля 1999 года,
утверждена указом № 99-320 от 9 августа 1999 года
ПРЕАМБУЛА
Полный решимости укрепить права Республики и национальной независимости, провозглашенные соответственно 18 декабря 1958 года и 3 августа 1960 года, а также права Национальной суверенной конференции, которая собрала с 29 июля по 3 ноября 1991 года все действующие силы Нации;
Решение о построении правового Государства, единой, достойной, мирной, промышленной и процветающей Нации;
В высшей степени принимающий ценности цивилизаций, которые формируют нашу индивидуальность;
Заботящийся о сохранении нашей культурной самобытности;
МЫ, НИГЕРИЙСКИЙ СУВЕРЕННЫЙ НАРОД
Провозглашаем нашу преданность принципу плюралистической демократии и Правам человека от 1948, Африканской Хартии о правах человека и народов от 1981 и Правам, которые гарантируются данной Конституцией;
Вновь утверждаем нашу преданность Африканскому единству и берем на себя обязательство использовать все, чтобы осуществлять региональное и межрегиональное объединение;
Выражаем нашу волю сотрудничать на принципах дружбы и равенства со всеми миролюбивыми и свободолюбивыми народами, уважающими справедливость;
Торжественно принимаем настоящую Конституцию, Верховный закон Государства, которой мы клянемся в верности, преданности и уважении.
РАЗДЕЛ I
О ГОСУДАРСТВЕ И О СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 1
Государство Нигер – это независимая и суверенная Республика.
Любое посягательство на республиканскую форму правления Государства является государственной изменой, караемой по закону.
Столица Республики Нигер – Ниамей.
Национальная эмблема – трехцветный флаг, состоящий из трех горизонтальных, прямоугольных и равных полос, цвета которых расположены сверху вниз в следующем порядке: оранжевый, белый, зеленый. На средней белой полосе посередине находится оранжевый диск.
Гимном Республики является «Нигерийка».
Девиз Республики – «Братство, труд, прогресс»
Диаметр государственной печати сорок миллиметров. Она состоит из герба: на зелёном щите четыре золотых символа, в середине солнце, налево – вертикальное копье с двумя пересеченными мечами Туарега, направо три головы проса жемчуга, и внизу лобное представление головы зебу. На месте для надписи расположении следующие надписи:
В верхней части: < <Республика Нигер>>
В нижней части: < <Братство, Труд, Прогресс>>
Герб Республики: на зелёном щите четыре золотых символа. В середине – солнце, налево – вертикальное копье с двумя пересеченными мечами Туарега, направо три головы проса жемчуга, и внизу лобное представление головы зебу. Все золотое.
Этот герб расположен на трофее из четырех флагов Республики Нигер. Надпись «Республика Нигер» находится ниже.
Статья 2
Атрибуты Республики, описанные в статье 1, предназначены для органов государственной власти.
Любое незаконное использование этих атрибутов в личных целях и их осквернение караются законом.
Статья 3
Все сообщества, составляющие Нигерийскую нацию, обладают свободой использовать свои языки, уважая языки других сообществ.
Все эти языки имеют в равной мере статус национальных языков.
Закон устанавливает порядок их развития и повышения их роли.
Официальный язык – французский.
Статья 4
Нигер является единой и неделимой, демократической, социальной Республикой.
Ее фундаментальные принципы:
— правительство народа, через народ и для народа;
— разделение Государства и религии;
Статья 5
Национальный суверенитет принадлежит народу.
Никакая часть народа, ни один человек не может присвоить себе ее осуществление.
При осуществлении государственной власти, личная власть, регионализм, этноцентризм, келейность, непотизм, феодальное сознание, незаконное обогащение, фаворитизм, коррупция, торговля влиянием исключены под страхом привлечения к судебной ответственности.
Статья 6
Народ осуществляет свой суверенитет посредством избранных представителей и посредством референдума. Условия проведения референдумов определены законом.
В обязанности Национальной независимой избирательной комиссии входит организация, протекание и осуществления контроля за процедурой голосования. Она объявляет предварительные результаты.
Закон определяет порядок формирования и условия функционирования данной Комиссии.
Конституционный суд следит за регулярностью процедур голосования и объявляет окончательные результаты.
Статья 7
Выборы являются прямыми и непрямыми. Они всеобщие, свободные, равные и тайные.
Согласно закону избирательное право имеют жители Нигера обоих полов, достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент выборов, или эмансипированные несовершеннолетние, обладающие гражданскими и политическими правами.
Статья 8
Республика Нигер – это правовое государство.
Оно обеспечивает всем равенство перед законом не зависимо от пола, социального, этнического или религиозного происхождения.
Она уважает и защищает все вероисповедания. Ни одна религия, ни одно вероисповедание не может ни присваивать себе политическую власть, ни вмешиваться в государственные дела.
Любая сепаратистская пропаганда регионального, расового или этнического характера, любое проявление расовой, этнической, политической или религиозной дискриминации караются законом.
На территории Республики иностранцы обладают теми же правами и свободами, что и нигерийские граждане в порядке, установленном законом.
Статья 9
В рамках свободы союзов, признанной и гарантированной настоящей Конституцией, политические партии, объединения политических партий, синдикаты и другие союзы формируются и свободно осуществляют свою деятельность при условии уважения принципов национального суверенитета, демократии и законов Республики.
Партии и объединения политических партий способствуют выражению избирательных голосов. Те же прерогативы признаются за каждым гражданином Нигера, который пользуется своими гражданскими и политическими правами, и исполняет условия пассивного избирательного права, предусмотренные законом.
Партии этнического, регионалистского или религиозного характера запрещены. Ни одна партия не может быть создана в целях продвигать этнос, район или религию под страхом судебного преследования.
РАЗДЕЛ II
О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ЧЕЛОВЕКА
Статья 10
Человек священен. Безусловным долгом Государства является его уважение и защита. Государство ему гарантирует полное процветание.
Статья 11
Каждый имеет право на жизнь, на здоровье, на безопасность, физическую и психическую неприкосновенность, на воспитание и образование в условиях, определенных законом.
Статья 12
Никто не может быть обращен в рабство, подвергнут пыткам, насилию или жестокому, бесчеловечному и унизительному обращению.
Статья 13
Никто не обязан осуществлять заведомо незаконный приказ.
Закон определяет заведомо незаконные приказы.
Каждый гражданин, каждый государственный служащий, который по своей инициативе или в ходе судебного разбирательства будет признан виновным в жестоких, бесчеловечных и унижающих пытках, обращению или насилию, при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с исполнением своих служебных обязанностей, понесет наказание в соответствии с законом.
Статья 14
Каждый имеет право на свободное развитие своей индивидуальности в материальных, интеллектуальных и духовных, культурных и религиозных аспектах, лишь бы он не нарушал права других, правопорядок, конституционный правопорядок или правила приличия.
Статья 15
Можно быть арестованным или обвиненным только на основании закона, который вступил в силу до того, как были совершены действий, вменяемые в вину.
Ни один гражданин не может быть принужден к изгнанию или явится объектом депортации.
Принуждение к изгнанию или депортация граждан рассматривается как преступление против Нации и карается в соответствии с законом.
Статья 16
Законы и постановления имеют обратную силу только в том, что касается прав и преимуществ, которые они могут предоставлять гражданам.
Статья 17
Любой человек, обвиненный в преступном деянии считается невиновным до того момента, пока законным порядком не будет установлена его вина в течение открытого судебного разбирательства, во время которого ему будут обеспечены все необходимые гарантии на его свободную защиту.
Никто не будет осужден за действия или бездействия, которые в момент совершения не являлись правонарушением согласно национальному праву. Так же нельзя наложить более жесткое наказание, чем то, которое было применимо, когда совершилось правонарушение.
Статья 18
Брак и семья составляют естественную и нравственную базу человеческой общности. Они находятся под защитой Государства.
Заботиться о физическом и психическом здоровье семьи, а особенно матери и ребенка, — это долг Государства и государственных органов.
Статья 19
Вырастить и воспитать своих детей является родительским правом и долгом. В этом им оказывает помощь Государство и государственные органы.
Молодежь находится под защитой Государства и государственных органов от эксплуатации и оставления.
Государство заботится о пожилых людях.
Государство заботится о равных условиях для инвалидов с целью повышения их жизненного уровня и/или их включения в общественную жизнь.
Кроме того, Государство заботится о материальном и духовном развитии молодежи. Оно заботиться о благосостоянии народа.
Статья 20
Жилище является неприкосновенным. Может быть дано распоряжение о его обыске, аресте или интерпелляция только в порядке и условиях, предусмотренных законом.
Статья 21
Каждый гражданин имеет право на собственность. Никто не может быть лишен собственности, если только не ради общественной пользы и при условии справедливой и предварительной компенсации.
Статья 22
Тайна корреспонденции и коммуникаций гарантирована в порядке, предусмотренном законом.
Статья 23
Каждый человек имеет право на свободу мышления, выражения мнения, убеждений, религии или поклонения.
Государство гарантирует свободное осуществление поклонения и выражение вероисповеданий.
Эти права осуществляются с соблюдением общественного порядка, мира и национального единства.
Статья 24
Государство признает и гарантирует свободу передвижений, свободу союзов, объединений, шествий и демонстраций в порядке, предусмотренном законом.
Статья 25
Государство признает за всеми гражданами право на труд и прилагает все усилия для создания условий, которые делают эффективным пользование этим правом и гарантируют работнику справедливое вознаграждение его услуг или его производительности.
Статья 26
Государство признает и гарантирует право на профсоюзы и право на забастовку, которые осуществляются в условиях, предусмотренных законами и постановлениями.
Статья 27
Каждый имеет право на здоровую окружающую среду. Государство заботится об охране окружающей среды.
Каждый обязан содействовать охране и улучшению окружающей среды, в которой он живет.
Хранение, манипуляция и вывоз токсичных или загрязняющих окружающую среду отходов с заводов и других промышленных, ремесленных единиц, размещенных на государственной территории, регламентируются законом.
Транзит, ввоз, хранение, закапывание, сброс на государственной территории чужих токсичных или загрязняющих окружающую среду отходов, а также любой договор, связанный с данными действиями, является преступлением против Нации и карается законом.
Статья 28
Защита Нации и территориальной неприкосновенности Республики – это священный долг каждого гражданина Нигера.
Военная служба является обязательной. Условия ее прохождения определены законом.
Статья 29
Каждый гражданин Нигера, гражданский или военный, обладает священным долгом, при любых обстоятельствах, уважать Конституцию и правопорядок Республики.
Статья 30
Долг каждого гражданина – трудиться для общего блага, исполнять все свои гражданские и профессиональные обязанности, и отчитываться о своих налоговых отчислениях.
Статья 31
Государственное имущество – священно и неприкосновенно. Каждый человек должен его уважать и старательно охранять. Любой акт саботажа, вандализма, коррупции, расхищения, растрат или незаконного обогащения карается законом.
Статья 32
Государство защищает права и законные интересы нигерийских граждан, находящихся за границей.
Статья 33
Долгом Государства является обеспечение перевода на национальные языки, распространение и преподавание Конституции, а также Основных прав и свобод человека.
Государственная комиссия будет следить в случае необходимости за продвижением и эффективностью вышеизложенных прав и свобод в соответствии с международными договорами, подписанными Нигером.
Закон определяет формирование и функционирование этой Комиссии.
Статья 34
Все эти права и свободы осуществляются согласно действующим законам и постановлениям.
РАЗДЕЛ III
ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 35
Президент Республики – глава государства.
Он является воплощением национального единства.
Президент Республики стоит выше политических партий.
Он является гарантом национальной независимости, национального единства, территориальной неприкосновенности, соблюдения Конституции, международных договоров и соглашений. Он обеспечивает регулярное функционирование органов государственной власти и континуитет государства.
Статья 36
Президент Республики избирается сроком на пять (5) лет путем всеобщего, свободного, прямого, равного и тайного голосования. Он может быть переизбран только один раз.
Президентом Республики может быть избран любой гражданин государства мужского или женского пола не моложе сорока (40) лет, чье гражданство приобретено по рождению, обладающий гражданскими и политическими правами.
Закон определяет требования к кандидатам, условия выдвижения кандидатов, порядок проведения выборов, подсчёта голосов и объявления результатов.
Конституционный суд контролирует закономерность данных действий и обнародует окончательные результаты.
Статья 37
Выборы Президента Республики проходят по мажоритарной избирательной системе в два тура.
Объявление о проведении выборов назначается указом, принятым Советом министров.
Первый тур выборов Президента Республики имеет место как минимум за 30 и как максимум за 40 дней до даты истечения срока мандата действующего Президента.
Объявляется избранным кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов в первом туре.
Если это условие не было выполнено, приступают ко второму туру не позднее 21 дня после проведения первого тура, где принимаю участие два кандидата, набравшие большее количество голосов.
В случае смерти, снятия своей кандидатуры или препятствия одного из двух кандидатов, выставляют свою кандидатуру кандидаты, стоящие следом в рейтинге после первого тура.
В случае смерти обоих кандидатов снова переходят к первому туру выборов.
К моменту окончания второго тура избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов.
Статья 38
Новый Президент вступает в свои полномочия с момента истечение срока полномочий его предшественника.
Статья 39
Прежде чем вступить в свои полномочия Президент Республики присягает на Священном Писании его вероисповедания перед Конституционным судом в присутствии членов Национального собрания следующими словами:
«Перед Богом и перед народом Нигерии, Мы ……………. Президент Республики, избранный в соответствии с законодательством, торжественно клянёмся на Священном Писании:
соблюдать и заставлять соблюдать Конституцию, которой народ отдался по своей воле;
преданно исполнять высокие обязанности, которые на нас возложили;
никогда не предавать и не искажать ожидания народа;
уважать и защищать республиканскую форму правления Государства;
сохранять территориальную неприкосновенность и единство Нации;
уважать и защищать права и свободы граждан;
не предпринимать и не одобрять никаких мер, унижающих человеческое достоинство;
следить за нейтралитетом государственного аппарата и соблюдением принципов справедливости и преемственности;
беспрерывно работать для благополучия народа;
не щадить никаких усилий для реализации африканского единства;
вести себя везде как верный и преданный служитель народа;
в случае клятвопреступления, мы понесем наказание по всей строгости закона.
Присяга принимается Председателем Конституционного суда.
Премьер-министр приносит перед Национальным собранием на Священном Писании его вероисповедания следующую присягу:
«Перед Богом и представителями народа, Мы …………, премьер-министр, глава Правительства, торжественно клянемся на Священном Писании:
преданно исполнять высокие обязанности, которые на нас возложили;
никогда не предавать и не искажать ожидания народа;
уважать и защищать республиканскую форму правления Государства;
уважать и защищать права и свободы граждан;
не предпринимать и не одобрять никаких мер, унижающих человеческое достоинство;
следить за нейтралитетом государственного аппарата и соблюдением принципов справедливости и преемственности;
беспрерывно работать для благополучия народа;
вести себя везде как верный и преданный служитель народа;
в случае клятвопреступления, мы понесем наказание по всей строгости закона.
Статья 40
После церемонии инвеституры в течение сорока восьми часов, Председатель Конституционного суда публично принимает от Президента Республики письменное заявление о состоянии имущества.
Эта декларация является предметом годового приведения в порядок дел и прекращения полномочий. Первоначальная декларация и итоговые записи публикуются в Официальной газете и в печати.
Копия декларации Президента Республики передается в налоговые службы.
Расхождения между первоначальной декларацией и годовыми записями должны быть надлежащим образом обоснованы. Конституционный суд имеет все полномочия для вынесения суждения по данному вопросу.
Положения настоящей статьи распространяются на Премьер-министра и на членов Правительства.
Статья 41
На протяжение всего своего мандата Президент Республики не может ни сам лично, ни через другое лицо ничего покупать или брать в аренду из того, что считается имуществом государства или его территориальных единиц.
Он не может принимать участие ни сам лично, ни через другое лицо в заключении частноправовых сделок, заключаемых государственной организацией или частных сделок Государства и его территориальных единиц.
Положения настоящей статьи распространяются на членов Правительства и Председателя Национального собрания.
Статья 42
В случае вакантного места на должность президента Республики из-за его смерти, выхода в отставку или появления абсолютных препятствий, обязанности Президента Республики временно исполняет Председателя Национального собрания, если он не может, то заместители Председателя Национального собрания в порядке старшинства.
Как абсолютное препятствие расценивается физическая или психическая недееспособность Президента Республики, которая делает его неспособным выполнять свои должностные обязанности.
Отказ Президента Республики повиноваться постановлению Конституционного суда, который констатировал нарушения Президентом положений данной Конституции, тоже рассматривается как абсолютные препятствия.
Именно Конституционный суд, созванный большинством в две трети голосов (2/3) Национального собрания, констатирует абсолютные препятствия.
В случае смерти, вакантная должность на пост президента констатируется Конституционным судом, по предъявлению Премьер-министра или члена правительства.
В случае отставки, вакантная должность на пост президента констатируется Конституционным судом, по предъявлению ушедшим в отставку Президентом Республики.
Приступают к новым выборам не менее чем через сорок пять (45) дней и не более чем девяносто (90) дней после установления безвластия.
Когда Председатель Национального собрания осуществляет временное исполнение обязанностей Президента Республики, в соответствии с положениями, изложенными в предыдущих абзацах, он не может выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах, кроме случаев отказа от временного исполнения обязанностей или выхода в отставку. Он осуществляет полномочия, возложенные на Президента Республики, за исключением тех, что предусмотрены статьями 49, 50 и 53.
В случае выхода в отставку Председателя Национального собрания или его отказа от временного исполнения обязанностей, обязанности Президента Республики временно исполняют заместители Председателя Национального собрания в порядке старшинства.
В случае привлечения к ответственности Президента Республики Верховным судом, то его полномочия временно исполняет Председатель Конституционного суда, за исключением полномочий, которые предусмотрены в абзаце 8 данной статьи. Он не может выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах.
Статья 43
В случае отсутствия Президента Республики на территории государства, его болезни или отпуска, временное исполнение его обязанностей осуществляет Премьер-министр, но в пределах полномочий, которые ему были переданы.
Статья 44
Служебные обязанности Президента Республики несовместимы с осуществлением полномочий любого другого выборного должностного лица, государственно-служебной, штатской или военной должностью и с любой другой профессиональной деятельностью.
На протяжении всего своего мандата Президент Республики не может являться президентом или членом руководящего органа политической партии или другой национальной ассоциации.
Статья 45
Президент Республики назначает Премьер-министра из трех (3) лиц, значащихся в списке, предложенного большинством.
Большинство состоит из одной партии или коалиции, имеющей большинство в Национальном собрании.
По предложению Премьер-министра Президент Республики назначает на должность и освобождает от должности членов правительства.
Президент Республики освобождает от должности Премьер-министра по предъявлении последним отставки правительства.
Статья 46
Президент Республики созывает и председательствует на Совете министров.
Премьер-министр его замещает в порядке, установленном данной Конституцией.
Порядок дня определяется по взаимной договоренности Президента Республики и Премьер-министра.
Статья 47
Президент Республики обнародует законы в пятнадцатидневный срок (15) после того, как они были ему переданы Председателем Национального собрания.
Этот срок сокращается до пяти (5) дней в случае крайней необходимости, объявленной Национальным собранием.
До истечения срока Президент Республики может обратиться с обоснованной просьбой к Национальному собранию о повторном рассмотрении закона или некоторых его статей. Это рассмотрение не может быть отклонено.
Если после второго чтения Национальное собрание голосует за текст абсолютным большинством, закон по праву является утвержденным и издается согласно упрощенной процедуре.
Статья 48
Президент Республики может по согласованию с Премьер-министром и Председателем Национального собрания объявить о роспуске Национального собрания.
Выборы нового Национального собрания проходят не менее чем через сорок пять (45) дней и не более чем через девяносто (90) дней после роспуска.
Может быть объявлено о новом роспуске только через двадцать четыре (24) месяца после выборов.
Статья 49
Президент Республики может после уведомления Национального собрания и Конституционного суда подвергнуть референдуму любой текст, который, по его мнению, следует напрямую согласовать с народом, за исключением любого пересмотра настоящей Конституции, которую могут определять согласно процедуре, предусмотренной разделом XII.
Если на референдуме проект был принят, то Президент Республики его обнародует в сроки предусмотренные абзацами 1 и 2 статьи 47.
Статья 50
Президент Республики назначает послов и полномочных представителей в иностранные державы.
Послы и полномочные представители должны быть аккредитованы президентом.
Статья 51
Президент Республики глава администрации. Он заботится о своем нейтралитете в соответствии с законом.
Статья 52
Президент Республики – верховный главнокомандующий армии.
Высший совет национальной обороны, председателем которого он является, содействует ему.
По предложению Министра национальной обороны и после уведомления Высшего совета национальной обороны, он назначает на военные должности.
Закон определяет состав, полномочия и порядок функционирования Высшего совета национальной обороны.
Статья 53
Если институты Республики, независимость Нации, неприкосновенность государственной территории или осуществление международных обязательств находятся под угрозой непосредственной агрессии, и постоянная деятельность органов государственной и конституционной власти приостановлена, Президент Республики, после проведения консультации с Премьер-министром, Председателем Национального собрания, Председателем Конституционного суда и Председателем Верховного суда, принимает чрезвычайные меры, которых требуют данные обстоятельства.
Своим обращением он информирует народ о сложившейся ситуации. Национальное собрание имеет полное право собраться, если оно не находится на сессии. Парламент не может быть распущен во время исполнения чрезвычайных полномочий.
Принимаемые меры должны основываться на желании обеспечить, в минимальные сроки, органам государственной и конституционной власти возможность осуществления их заданий.
Национальное собрание, абсолютным большинством всех членов парламента, устанавливает продолжительность осуществления чрезвычайных полномочий, а также прекращает свою работу в случае злоупотребления.
Статья 54
В соответствии с законом Президент Республики, после совещания с Советом министров, провозглашает чрезвычайное положение.
Статья 55
Президент Республики обладает правом помилования.
Статья 56
Если постоянная деятельность органов государственной власти и континуитет государства находятся под серьезной угрозой, то собирается Совет Республики, возглавляемый Президентом.
Совет Республики состоит из:
— Президента Республики;
— Председателя Национального собрания;
— Премьер-министра;
— Председателя Конституционного суда;
— Председателя Верховного суда
— Председателя Экономического, социального и культурного совета;
— Председателя Высшего совета коммуникаций;
— Председателя Национальной комиссии по правам человека и фундаментальным свободам;
— Председателя Ассоциации традиционных лидеров;
Закон определяет полномочия и функционирование Совета Республики.
Статья 57
Президент Республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Совет министров.
Он назначает согласно декретам, принятым на Совете министров, на гражданские и военные государственные должности. Закон определит обязанности, которые он будет иметь согласно декрету, принятому на Совете министров.
Статья 58
Закон определяет льготы, предоставляемые Президенту Республики, и организует порядок предоставления пенсии бывшим Президентам Республики и Главам Государства.
Статья 59
Премьер-министр глава правительства. Он руководит, активизирует и координирует деятельность правительства.
Он обеспечивает исполнение законов.
Он может делегировать некоторые свои полномочия другим министрам.
На основании специального делегирования и согласно определенному порядку дня он замещает Президента Республики в качестве Председателя Совета министров.
Статья 60
При необходимости акты Премьер-министра скрепляются подписью министров, которым поручено их осуществление.
Статья 61
Правительство определяет и проводит политику государства.
Оно распоряжается государственными ведомствами и полицией. Правительство может распоряжаться Вооруженными силами в условиях, определенных законом.
Правительство несет ответственность перед Национальным собранием согласно статьям 88 и 89.
Статья 62
Акты Президента Республики, кроме тех, что предусмотрены в первом абзаце статьи 45, и в статьях 49, 50, 53, 74, скрепляются подписью Премьер-министром, а в случае необходимости уполномоченными министрами.
Статья 63
С момента вступления в должность, Премьер-министр и министры должны предоставить Председателю Конституционного суда письменную декларацию о состоянии их имущества. Эта декларация является предметом годового приведения в порядок дел и прекращения полномочий.
Первоначальная декларация и итоговые записи публикуются в Официальной газете и в печати.
Положения статьи 41 применимы к членам правительства.
Законом определяются другие государственные служащие, которые обязаны предоставлять декларацию о состоянии имущества, а также форму данной декларации.
Статья 64
Служебные обязанности члена правительства несовместимы с осуществлением полномочий любого парламентского мандата, обязанностей профессионального представительства на государственном или местном уровне, любой государственно-служебной должностью и любой профессиональной деятельностью.
Статья 65
В случае сосуществования правительства и главы государства, национальная оборона и иностранные дела являются подведомственными сферами, как Президента Республики, так и Правительства.
Министры, которые отвечают за Национальную оборону и Иностранные дела, назначаются с общего согласия Президента Республики и Премьер-министра.
РАЗДЕЛ IV
О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 66
Законодательная власть осуществляется однопалатным парламентом, именуемым Национальное собрание.
Статья 67
Депутаты избираются путем всеобщего свободного прямого равного и тайного голосования.
Легислатура длится пять (5) лет. Перевыборы Национального собрания в целом имеют место не менее десяти (10) дней и не более двадцати (20) дней перед окончанием существующей легислатуры.
Закон определяет количество членов Национального собрания, их оклад, условия избираемости, порядок невозможность быть избранным и невозможности совмещать определённые виды деятельности, порядок голосования, а также условия, при которых организуются новые выборы в случае вакантных мест на депутатское место.
Статья 68
Конституционный суд выносит решение о соответствии кандидатов предъявляемым требованиям.
Он также выносит решение о законности выбора депутатов.
Статья 69
Каждый депутат является представителем Нации.
Любой императивный мандат является недействительным.
Право голоса депутатов индивидуально. Однако, позволяется делегирование голоса, если депутат отсутствует по причине болезни, в связи с осуществлением мандата или миссии, порученной ему Национальным собранием или правительством в связи с выполнением своих воинских обязанностей. Никто не может получить более одного делегированного голоса для голосования.
В течении легислатуры депутаты не могут выходить из парламентской фракции, в которой они зарегистрированы ни в индивидуальном порядке, ни на основании их политических партий.
Каждый депутат, который подает в отставку или исключается из политической партии в течение легислатуры, в Национальном собрании заменяется его заместителем.
Статья 70
Члены Национального собрания обладают парламентской неприкосновенностью.
Депутатов нельзя преследовать, разыскивать, арестовывать, задерживать или судить во время голосования или высказывания мнения при исполнении служебных обязанностей.
Кроме случаев очевидных уголовных проступков во время сессии депутат может быть преследуем или задержан по делам о проступках или по уголовным делам только с разрешения Национального собрания.
Вне сессии депутат может быть арестован только с разрешения Президиума Национального собрания, кроме случаев очевидных уголовных проступков, разрешенных процессуальных действий, направленных против него или обвинительного приговора, вступившего в законную силу.
Статья 71
Национальное собрание управляется Президентом, которому помогает президиум. Председатель и другие члены президиума избираются в соответствии внутренним регламентом.
Состав президиума должен отображать структуру Национального собрания.
Председатель избирается на срок легислатуры, а другие члены президиума переизбираются каждый год.
Если Председатель Национального собрания осуществляет временное исполнение полномочий Президента Республики, в условиях, предусмотренных статьей 42 настоящей Конституции, то его замещают в соответствии с внутренним регламентом Национального собрания.
В случае вакантного места на пост Председателя Национального собрания из-за смерти, отставки или другой причины, и если Собрание на сессии, то оно выбирает нового Председателя в пятнадцатидневный срок, который следует за констатацией вакантного места; в случае надобности оно полноправно может собираться на условиях, установленных внутренним регламентом.
Статья 72
Национальное собрание голосует за законопроекты и определяет налог.
Оно контролирует деятельность правительства.
Статья 73
Каждый год, Национальное собрание полноправно созывается Председателем на две очередных сессии.
Первая сессия открывается на первой неделе марта и не может длиться более девяносто (90) дней.
Вторая сессия, так называемая бюджетная, открывается на первой неделе октября и не может длиться более шестидесяти (60) дней.
Статья 74
Национальное собрание может созываться на внеочередные сессии своим Председателем на определенный порядок дня, по просьбе Премьер-министра или двух пятых (2/5) от всего количества депутатов.
Декрет Президента Республики открывает и закрывает работу внеочередных сессий, кроме случаев, когда они являются полноправными. Как только порядок дня исчерпался, заседание является закрытым.
Длительность внеочередных сессий не может превышать пятнадцати (15) дней.
Статья 75
Заседания Национального собрания являются открытыми. В Официальной газете публикуется полный протокол заседания.
По просьбе Премьер-министра или трети (1/3) депутатов Национальное собрание может заседать при закрытых дверях.
Статья 76
Работа Национального собрания происходит согласно внутреннему регламенту, который принимается в соответствии с Конституцией.
Внутренний регламент в частности определяет:
состав, правила функционирования президиума, а также полномочия и прерогативы Председателя;
число, способ назначения, состав, роль и компетенция его комиссий, а также комиссий, которые являются специальными и временными;
создание комиссий парламентского расследования в рамках контроля действий правительства;
организация административных отделов, которыми руководит Генеральный секретарь, подчиняющийся Председателю Национального собрания;
дисциплинарный режим депутатов во время сессий Собрания;
различные порядки голосования, кроме тех, что прямо предусмотрены настоящей Конституцией;
условия осуществления права обращаться с запросом, применимые правила, касающиеся простых и письменных парламентских запросов;
процедуры постановка вопроса о доверии правительству.
РАЗДЕЛ V
ОБ ОТНОШЕНИЯХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 77
Национальное собрание информирует Президента Республики и правительство о порядке дня сессий, его заседаний, а также заседаний его комиссий.
Статья 78
Президент Республики общается с Национальным собранием или напрямую, или при помощи посланий, которые поручено зачитывать Председателю собрания.
Эти сообщения не являются поводом для каких-либо дебатов.
Статья 79
Члены правительства имеют доступ к пленарным заседаниям и к комиссиям Национального собрания. Они могут быть заслушаны по просьбе Национального собрания, или по их собственному ходатайству.
Им могут поручить присутствовать на заседании их коллеги.
Статья 80
Члены Национального собрания могут требовать интерпелляцию премьер-министра или всех членов парламента единолично или коллективно.
Члены Национального собрания могут также получать при помощи простых или письменных парламентских запросов любую информацию о деятельности или об актах управления правительства.
Статья 81
Закон определяет нормы, касающиеся:
гражданства, гражданских прав и фундаментальных гарантий для осуществления публичных свобод;
ограничений, предписанных как лично самим гражданам, так и их имуществу в интересах национальной обороны и общественной безопасности;
подданства, гражданского состояние лиц и их правоспособности, имущественных отношений между супругами, преемственности и дарений;
процедуры, согласно которой констатируются обычаи и согласуются с основными принципами Конституции;
определением преступлений и правонарушений, а также меры наказания, применимой к ним, уголовного процесса, амнистии;
организации судебных инстанций, создания новых видов судебных учреждений, статуса магистратов, нотариусов и вспомогательного персонала юстиции;
основания, процентной ставки и порядка взимания разного рода налогов;
порядка выпуска денег;
избирательной системой Президента Республики, членов Национального собрания и представительных органов местного самоуправления;
создания категорий общественных учреждений;
национализации предприятий и перехода права собственности на предприятия из государственного сектора в частный;
общих положений государственного аппарата;
статуса военного персонала, сил общественного порядка и вольнонаёмных сил, приравниваемых к служащим боевых частей;
статуса традиционных вождей;
общей организацией управления;
территориальной организацией, создания и изменения административных округов, а также избирательного разделения;
осадного и чрезвычайного положения;
режима, относящегося к общественным организациям;
связи;
статуса оппозиции.
Статья 82
Закон определяет фундаментальные принципы:
организации национальной обороны;
свободного управления административно-территориальными образованиями, их компетенции и их доходов;
образования и научных исследований;
здоровья;
охраны семьи;
охраны окружающей среды и сбережение природных ресурсов;
охраны, сбережение и организация пространства;
охраны культурного наследия;
порядка права собственности, отдельных правомочий, гражданско-правовых и коммерческих обязательства;
права на труд, социального обеспечения, права профсоюзов и права на забастовку;
отчуждения и управления государственным имуществом;
взаимного страхования и сбережений;
режима транспорта, почт и телекоммуникаций;
порядка государственного учёта;
режима отбывания наказания в виде лишения свободы;
воспитания;
кодекса законов о сельскохозяйственной аренде;
политики жилищного фонда;
кодекса законов о найме жилых помещений.
Статья 83
Закон о государственном годовом бюджете предусматривает и разрешает на каждый календарный год совокупность доходов и расходов Государства.
Законы о государственном бюджете, с внесенными поправками, могут в течение года изменять положения закона о государственном годовом бюджете.
Закон об исполнении бюджета констатирует результаты финансовой деятельности каждого календарного года, утверждает различия между финансовыми результатами и бюджетными предложениями года.
Законы о финансировании определённой деятельности в течение ряда лет определяют экономические и социальные цели Государства.
Статья 84
Дела, не относящиеся к сфере действия закона, имеют нормативный характер.
Тексты законодательной формы, внесенные в эти дела до вступления в силу данной Конституции, могут быть изменены согласно декрету, принятому по соглашению с Конституционным судом.
Статья 85
Национальное собрание предоставляет разрешение на объявление войны и отправку войск за границу.
Статья 86
Указ о введение чрезвычайного положения издается Советом министров по соглашению с президиумом Национального собрания. В этом случае Национальное собрание полноправно собирается, если находится не на сессии.
Продление чрезвычайного положения больше, чем на пятнадцать (15) дней может разрешить только Национальное собрание.
Статья 87
Для выполнения своей программы правительство может попросить Национальное собрание вынести постановление о разрешении на ограниченный срок принять меры, которые обычно относятся к сфере действия закона.
Это разрешение принимает вид уполномочивающего закона.
Постановления принимаются на Совете министров по соглашению с Конституционным судом. Они вступают в силу с момента их публикации, но теряют силу, если законопроект о ратификации не предоставлен Национальному собранию до даты, установленной уполномочивающим законом.
По истечению срока, упомянутого в первом абзаце данной статьи, постановления могут изменяться только именем закона согласно их положениям, которые относятся к сфере закона.
Статья 88
Премьер-министр, после обсуждения на Совете министров, может обязать правительство перед Национальным собранием взять на себя ответственность за свою программу или, в случае необходимости, за декларацию об общей политике.
Национальное собрание вносит предложение об объявлении правительству вотума недоверия. Такое предложение принимается, если оно подписано не менее одной десятой (1/10) Национального собрания. Голосование может происходить только через сорок восемь (48) часов после внесения предложения. Считаются только голоса, высказавшиеся за вотум недоверия; он может быть принят только парламентским большинством. Если резолюция отклонена, то депутаты, подписавшиеся за это предложение, могут предъявлять новое во время этой же сессии только в случае, предусмотренном абзацем ниже.
Премьер-министр, после обсуждения на Совете министров, может обязать правительство перед Национальным собранием взять на себя ответственность по голосованию за текст закона. В этом случае закон считается принятым, если только в следующие двадцать четыре (24) часа не будет предъявлен вотум недоверия, за который проголосуют согласно условиям, предусмотренным в предыдущем абзаце.
Статья 89
Если Национальное собрание выдвигает вотум недоверия правительству, осуждает его программу или декларацию об общей политике, Премьер-министр вручает Президенту Республики заявление об отставке правительства.
Статья 90
Правительство, так же как и члены Национального собрания, имеет законодательную инициативу.
Статья 91
Депутаты и правительство имеют право на внесение поправок.
Статья 92
Законопроекты, законодательные предложения и поправки, которые не относятся к сфере закона или которые посягают на правила приличия, не подлежат принятию. Решение о непринятии выносится Председателем Национального собрания.
В случае оспаривания, именно Конституционный суд, которому передают на рассмотрение это дело Премьер-министр или Председатель Национального собрания, выносит решение в восьмидневный (8) срок.
Статья 93
Законопроекты и поправки, представленные депутатами, не приемлемы, если их принятие приведет, либо к уменьшению человеческих ресурсов, либо к созданию или обострению противоречий государственных постов, если только к ним не прилагается предложение по увеличению доходов или равноценных сбережений.
Статья 94
Обсуждение законопроектов, внесенных правительством, касается текста, представленного компетентной комиссией Национального собрания.
По просьбе правительства, Комиссия должна довести до сведения Национального собрания положения, по которым существует разногласия с Правительством.
Статья 95
Национальное собрание голосует за законопроект о бюджете в условиях, определенных законом.
Статья 96
Законопроект о бюджете предоставляется на рассмотрение Национальному собранию с момента открытия бюджетной сессии; законопроект о бюджете должен предусмотреть необходимые доходы, которые полностью могли покрыть расходы.
Национальное собрание голосует за сбалансированный бюджет.
Если Национальное собрание не высказало свое мнение через шестьдесят (60) дней после подачи проекта, положения этого проекта могут быть введены в силу ордонансом.
Для утверждения Правительство выносит вопрос на обсуждение Национального собрания, созванного на чрезвычайную сессию в пятнадцатидневный (15) срок.
Если Национальное собрание не проголосовало за бюджет к концу этой чрезвычайной сессии, бюджет окончательно вводится ордонансом.
Если законопроект о бюджете не был предоставлен на утверждение до начала бюджетного года во время полезной работы, Премьер-министр срочно просит у Национального собранию согласия на то, чтобы продолжить взимать налоги и для расходов снова взять временно бюджет предыдущего бюджетного года.
Статья 97
Национальное собрание регулирует национальные счета согласно порядку, предусмотренному законом о бюджете.
Закон об исполнении бюджета должен быть предоставлен Президиуму Национального собрания во время бюджетной сессии следующего года, сессии исполнения бюджета, чтобы его обсудили на будущей парламентской сессии и приняли не позднее 31 декабря второго года, который следует за исполнением бюджета.
Национальное собрание может обратиться в Счетную палату и в Дисциплинарную бюджетную палату с просьбой провести расследование и анализ, касающиеся исполнения доходной и расходной части бюджета.
РАЗДЕЛ VI
О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 98
Судебная власть не зависит от законодательной и исполнительной власти.
Ее исполнение осуществляют Конституционный суд, Верховный суд, суды и трибуналы, созданные в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 99
Правосудие осуществляется на территории государства от имени Народа и с четким соблюдением правовых норм, а также прав и свобод каждого гражданина.
Решения судебной системы предписываются всем, как органам государственной власти, так и гражданам. Их можно критиковать только в порядке, разрешенном законом.
Статья 100
При исполнении своих служебных обязанностей судьи независимы и подчиняются только силе закона.
Президент Республики гарант независимости судей.
Ему содействует Высший совет магистратуры.
Статья 101
Члены суда назначаются Президентом Республики по предъявлению министра юстиции, по уведомлению Высшего совета магистратуры.
Прокуроры назначаются Президентом Республики по предъявлению министра юстиции.
Должность судьи назначаются – пожизненна.
Статья 102
Закон определяет состав, организацию, полномочия и деятельность Высшего совета магистратуры.
ПАРАГРАФ I
О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
Статья 103
Конституционный суд – это судебная инстанция, к компетенции которой относятся конституционные вопросы и вопросы, связанные с выборами. Он должен выносить решения о конституционности законов, постановлений, о соответствии международных соглашений и договоров Конституции.
Он толкует положения Конституции. Контролирует законность, прозрачность и правильность референдума, президентских выборов, выборов в законодательные и местные органы власти. Он решает спорные вопросы, связанные с выборами, и объявляет окончательные результаты выборов.
Статья 104
Конституционный суд состоит из семи (07) членов, возрастом не моложе сорока (40) лет.
Он состоит из:
двух (2) лиц, имеющих большой профессиональный опыт, одного из них предлагает Президиум Национального собрания, второго – Президент Республики;
двух магистратов, избранных своими коллегами;
одного адвоката, избранного своими коллегами;
одного преподавателя Правового факультета, который имеет, по крайней мере, степень доктора юридических наук, избранного своими коллегами;
одного представителя Ассоциации защиты прав человека, признанного компетентным в области публичного права.
Члены Конституционного суда назначаются на шесть (6) лет указом Президента Республики. Их мандат не переизбирается.
Члены Конституционного суда переизбираются на треть каждые два (2) года.
Статья 105
Члены Конституционного суда не сменяются на протяжении всего своего мандата. Без санкции Конституционного суда, кроме случаев очевидного преступления, их не могут арестовывать или преследовать. В этом случае Председатель Конституционного суда принимает дело не позднее чем через сорок восемь (48) часов.
Статья 106
Председатель Конституционного суда избирается своими коллегами на трехлетний (3) срок с правом переизбрания.
Статья 107
Перед вступлением в должность, члены Конституционного суда присягают на Священном писании их вероисповедания, на торжественном открытом заседании в присутствии Председателя Национального собрания следующими словами:
«Я клянусь правильно и преданно нести свои обязанности, исполнять их со всей беспристрастностью и абсолютно независимо, соблюдая Конституцию, хранить тайну совещаний и голосов, не принимать ничью политическую сторону, не давать никакие консультации по вопросам, относящимся к компетенции Суда.»
Статья 108
Служебные обязанности членов Конституционного суда несовместимы с осуществлением полномочий любого выборного должностного лица, с государственно-служебной, гражданской и военной должностью, любой профессиональной деятельностью, а также с обязанностями народного представительства.
Необходимые ассигнования для Функционирования Конституционного суда внесены в общий бюджет.
Органический закон определяет организацию и функционирование Конституционного суда, порядок производства, соблюдаемый в его присутствии, а именно сроки принятия дела, условия избираемости, преимущества, неприкосновенность и дисциплинарный порядок его членов.
Статья 109
Конституционный суд высказывается за:
конституционность законов перед их промульгацией в условиях, изложенных в статье 112 настоящей конституции;
внутренний регламент Национального собрания перед его введением в действие;
конфликты по вопросам определения подведомственности дел разным институтам Государства.
Он контролирует регулярность проведения президентских выборов, выборов в законодательные или местные органы. Изучает жалобы, выносит постановления, по большей части, по спорным вопросам, которые касаются президентских выборов, выборов в законодательные или местные органы и объявляет результаты голосования. Суд выносит постановления о закономерности референдума и провозглашает его результаты.
Статья 110
К компетенции Конституционного суда также относится вынесение постановлений в случаях, которые предусмотрены статьями 6, 40, 42, 53, 63, 68, 84 и 92 Конституции.
Статья 111
Конституционный суд принимает присягу Президента Республики.
Статья 112
Органические законы, перед их ратификацией, и внутренний регламент Национального собрания, перед введением в действие, должны быть представлены Конституционному суду на рассмотрение. Он должен высказаться об их соответствии Конституции.
В этих же целях Президент Республики, Председатель Национального собрания или одна десятая часть (1/10) депутатов могут передать законы в Конституционный суд перед их ратификацией.
В случаях, предусмотренных в предыдущих абзацах, Конституционный суд должен вынести решение в пятнадцатидневный срок (15). Однако по просьбе правительства, если это срочно, срок принятия решения сводится к пяти (5) дням.
В любом случае обращение в Конституционный суд откладывает ратификацию.
Статья 113
Любой человек, отправившийся на судебный процесс, может поднять вопрос о неконституционности закона в любом судебном органе в порядке возражения против иска. Суд должен отложить вынесение постановления до принятия решения Конституционным судом; данное решение должно быть принято в тридцатидневный (30) срок.
Положения, объявленные неконституционными на основании абзаца выше, полноправно теряют силу.
Решение Конституционного суда, устанавливающего неконституционность, публикуются в Официальной газете, которая следит за судебным процессом.
Статья 114
Конституционный суд высказывает свое мнение по поводу интерпретации Конституции, если к нему обращается Президент Республики, Председатель Национального собрания или одна пятая часть (1/5) депутатов.
Ни в коем случае это мнение не может принимать форму судебного постановления.
Статья 115
Постановления Конституционного суда не подлежат обжалованью. Они объединяют органы государственной власти и всю администрацию, все гражданские, военные и судебные органы власти.
ПАРАГРАФ II- О ВЕРХОВНОМ СУДЕ
Статья 116
Верховный суд является высшей судебной инстанцией Государства по административным, судебным делам и вопросам государственных счетов.
Он состоит из трех (03) палат: судебной палаты, административной палаты и палаты государственных счетов и бюджетной дисциплины.
Органический закон определяет состав, организацию, полномочия и деятельность Верховного суда.
ПАРАГРАФ III – О ВЫСШЕМ СУДЕ
Статья 117
Высший суд состоит из депутатов, которых Национальное собрание выбирает из числа своих после каждого общего переизбрания.
Высший суд избирает Председателя из членов суда.
Закон устанавливает количество его членов, порядок деятельности, а также процедуру судопроизводства.
Высший суд должен быть создан во время второй очередной сессии первой легислатуры.
Статья 118
Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные во время исполнения служебных обязанностей только в случае государственной измены. Его судит Высший суд.
Государственной изменой считается нарушение Президентом Республики своей присяги, признание его виновником, соучастником или сообщником серьезных и явных нарушений прав человека, обманной передачи какой-либо части национальной территории, ввода токсических отходов на территорию государства.
Если Президент Республики признан виновным в государственной измене, он отстраняется от своих служебных обязанностей.
Отстранение от власти устанавливает Конституционный суд в рамках судебного процесса в Высшем суде в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Высший суд правомочен судить также и членов правительства, ввиду действий, который квалифицируются как преступления или правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей или по случаю исполнения своих служебных обязанностей
Статья 119
Предание суду присяжных Президента Республики вотируется на открытом голосовании большинством двух третьих общего состава Национального собрания.
Предание суду присяжных членов правительства вотируется в тех же самых условиях, простым большинством.
Статья 120
Высший суд призван определять преступления и правонарушения, назначать наказание, которое проистекает из уголовного закона, действующего на момент совершения преступления.
РАЗДЕЛ VII
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ, СОЦИАЛЬНОМ И КУЛЬТУРНОМ СОВЕТЕ
Статья 121
Экономический, социальный культурный совет ассистирует Президенту Республики и Национальному собранию.
Он дает свое мнение по вопросам, которые ему предоставляют на рассмотрение Президент Республики и Национальное собрание.
Статья 122
К компетенции Экономического, социального и культурного совета относится рассмотрение законопроектов и законодательных предложений экономического, социального и культурного характера, за исключением законов о бюджете.
Совет обязательно принимает на рассмотрение законопроекты программ экономического и социального характера.
Он может рассматривать любые проблемы экономической и социальной жизни Нации.
Совет может, по своей собственной инициативе, проводить любое изучение или расследование, которое относятся к экономическим, социальным и культурным вопросам. Его отчеты передаются Президенту Республики для использования при любых обстоятельствах
Статья 123
Органический закон определяет состав, организацию и деятельность Экономического, социального и культурного совета.
При формировании состава Совета особенно учитывается право соответственного представительства областей, традиционных территорий, подвластных вождям, религиозных и профсоюзных ассоциаций, кооперативов и гражданских товариществ.
РАЗДЕЛ VIII
О ВЫСШЕМ СОВЕТЕ КОММУНИКАЦИЙ
Статья 124
Высший совет коммуникаций – это административный, независимый орган управления политической власти.
Статья 125
Задачей совета является обеспечивать и гарантировать свободу, независимость средств аудиовизуальной связи и прессы согласно закону.
Он наблюдает за соблюдением профессиональной этики в том, что касается информации, беспристрастного реального доступа граждан, ассоциаций и политических партий к официальным средствам информации и коммуникации в условиях, предусмотренных законом.
Статья 126
Состав, организация, деятельность, полномочия Совета закреплены органическим законом.
РАЗДЕЛ IX
ОБ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЯХ
Статья 127
Территориальное управление зиждется на принципах децентрализации и деконцентрации.
Административно-территориальные образования созданы органическим законом.
Закон определяет фундаментальные принципы управления административно-территориальными образованиями, их полномочия и ресурсы.
Статья 128
Государство следит за гармоничным развитием всех административно-территориальных образований на основе национальной солидарности, регионального потенциала и межрегионального равновесия.
РАЗДЕЛ X
О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ
Статья 129
Президент Республики ведет и ратифицирует международные договора и соглашения.
Статья 130
Договора о защите и мире, договора и соглашения, касающиеся международных организаций, и те, которые изменяют внутренние законы Государства и влекут финансовые обязательства Государства, могут быть ратифицированы только согласно закону.
Статья 131
Если Конституционный суд, в который обратились Президент Республики, Председатель Национального собрания или одна десятая (1/10) часть депутатов, объявил, что международное обязательство содержит в договоре статью, противоречащую Конституции, согласие на его ратификацию может дано только после пересмотра Конституции.
Статья 132
Ратифицированные договора и соглашения, как правило, с момента их публикации имеют высшую власть над властью законов, при условии, что каждое соглашение или договор проводится в жизнь и другой стороной.
РАЗДЕЛ XI
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И О АССОЦИАЦИЯХ С ГОСУДАРСТВАМИ
Статья 133
Республика Нигер может заключать с любым африканским государством соглашения об ассоциации или объединении, что ведет к частичному или полному отказу от суверенитета с целью реализации африканского единства.
Республика Нигер может заключать соглашения о сотрудничестве и ассоциациях с другими государствами на основе взаимных прав и преимуществ.
Соглашается создавать с этими Государствами межправительственные организмы по совместному управлению, координации и свободному сотрудничеству.
Эти организмы могут иметь целью:
гармонизацию экономической, финансовой и монетной политики;
учреждения союза, целью которого является экономическая интеграция путем повышения производства и торговли;
создание фондов солидарности;
гармонизация плана развития;
гармонизация внешней политики;
сотрудничество в юридических делах;
сотрудничество по вопросам защиты;
сотрудничество по вопросам здоровья;
сотрудничество по вопросам культуры, науки и техники;
координация транспортных перевозок, коммуникаций и телекоммуникаций;
сотрудничество по вопросам борьбы с природными катаклизмами;
разработка, освоение природных ресурсов;
охрана окружающей среды;
сотрудничество по вопросам управления гидравлическими ресурсами.
РАЗДЕЛ XII
О ПЕРЕСМОТРЕ
Статья 134
Инициатива пересмотра Конституции принадлежит одновременно Президенту Республики и членам Национального собрания.
Статья 135
Чтобы проект или предложение о пересмотре было принято к рассмотрению, за него должно проголосовать большинство трех четвертых (3/4) всех депутатов Национального собрания.
Если обсуждаемый проект или предложение принято большинством в четыре пятых (4/5) всех членов Национального собрания, пересмотр имеет место. За неимением большинства, проект или предложение выносится на Референдум.
Статья 136
Никакая процедура пересмотра не может быть начата или продолжена, если это посягает на территориальную целостность государства.
Республиканская форма правления Государства, многопартийность, принцип разделения Государства и религия, положения статей 36 и 141 настоящей Конституции не могут являться предметом никакого пересмотра.
РАЗДЕЛ XIII
О ПЕРЕХОДНЫХ И КОНЕЧНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЯХ
Статья 137
Настоящая Конституция будет принята на референдуме. Она вступит в силу с момента ее обнародования Председателем Совета по национальному примирению через восемь (8) дней после объявления Государственным судом результатов референдума.
Статья 138
Совет по национальному примирению и переходное правительство продолжат осуществлять свои полномочия до официального вступления в должность новых властей.
Ожидая создания Конституционного суда, его полномочия будут выполняться Конституционной палатой Государственного суда.
Президент Республики, избранный по истечению переходного периода, принесет присягу перед Государственным судом.
Статья 139
Указ n°99-014 от 1 июня 1999 года, касающийся организации органов государственной власти в переходный период, остается в силе до вступления в должность новых властей.
Статья 140
Действующее законодательство остается в силе, если оно не отменятся в силу прямого указания нового нормативного акта, и если это не противоречит настоящей Конституции.
Органические законы и другие законы, применение которых предусматривает настоящая Конституция, должны быть обязательно приняты в течение двух первых лет первой легислатуры.
Статья 141
Под амнистию попадают виновные в государственных переворотах в период с 27 января 1996 года по 9 апреля 1999 года.
Для этого в первую сессию Национального собрания будет поставлен на голосование закон.
Статья 142
Экономический, социальный и культурный совет создается на государственные средства.
Статья 143
Положения, необходимые для вступления в силу настоящей Конституции, будут предметом указов или декретов, принятых на Совете министров.