Статут исламского суда, 1987 г.

СТАТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ИСЛАМСКОГО СУДА
Проект статута международного исламского суда
Не утвержден необходимым количеством членов ОИК
Учреждение и место заседания суда
Статья 1
Международный исламский суд является главным судебным органом Организации Исламской Конференции. Он должен основываться на исламском шариате и функционировать независимо в соответствии с нормами Хартии Организации Исламской Конференции и данного статута.
Статья 2
(a) Местом заседания суда является город Кувейт.
(b) Суд может при необходимости заседать и выполнять свои функции в любой стране-участнице Организации Исламской Конференции.
Формирование и состав суда
Статья 3
(a) Суд должен состоять из семи судей, которые должны избираться Исламским Советом министров иностранных дел на четыре года и могут повторно избираться только на один срок. Суд должен избрать своего президента и вице-президента среди своих членов.
(b) Не может быть двух членов, являющихся гражданами одной страны-участницы.
(c) Лицо, которое с целью участия в суде может считаться гражданином более одной страны-участницы, должно считаться гражданином той, в которой он пользуется своими гражданскими и политическими правами.
Статья 4
Для того, чтобы иметь право участия в суде, кандидат должен быть мусульманином с высокими моральными ценностями и гражданином одной из стран-участниц Организации при том условии, что ему по крайней мере сорок лет, он юрист по нормам шариата, имеющий признание и компетенцию, а также опыт в международном праве и обладает квалификацией, требуемой в его стране для назначения на самые высокие судебные должности.
Статья 5
Члены суда должны избираться тайным голосованием Советом министров иностранных дел из списка кандидатов в соответствии со следующими нормами:
(a) генеральный секретарь Организации Исламской Конференции должен обратиться с письменной просьбой к странам-участницам Организации, назначая дату выборов, по крайней мере, за три месяца и приглашая их предложить в течение двух месяцев кандидатов, соответствующих условиям, предписанным статьёй 4 данного статута.
(b) Ни одна страна-участница не может предложить более трёх лиц, среди которых один может быть её гражданином.
(c) Генеральный секретарь должен подготовить список в алфавитном порядке всех предложенных лиц и должен сдать его в Совет министров иностранных дел, как предварительный шаг для выборов членов суда в назначенное время.
(d) Совет министров иностранных дел должен провести сессию для выбора членов суда, и кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов всех стран-участниц Организации должны считаться избранными.
В случае, если более одного гражданина того же самого государства, получили абсолютное большинство голосов, лишь старший из них считается избранным.
(e) При выборе президента и членов суда, Совет министров иностранных дел должен учитывать региональную и языковую принадлежность стран-участниц.
(f) Если после проведения первого голосования на выборах, одно или более мест остаётся свободным, должно происходить второе и при необходимости третье голосование, если какое-либо место всё ещё остаётся вакантным, Совет министров иностранных дел должен проводить жеребьёвку для выбора оставшегося члена среди кандидатов, получивших большинство голосов.
Статья 6
(a) В случае отставки члена суда, заявление об отставке должно быть написано на имя президента суда. Если в отставку хочет уйти президент, его заявление об отставке должно быть обращено в Совет министров иностранных дел, через генерального секретаря. Вице-президент должен временно заменить президента до выбора нового президента суда.
(b) Ни один член суда не может быть уволен, если все остальные члены единодушно не придерживаются мнения, что он больше не соответствует требуемым условиям. В этом случае суд может сделать постановление только после выслушивания соответствующего члена и принятия во внимание его замечаний на закрытой сессии. Решение суда должно быть финальным.
(c) Отставка или увольнение президента или любого члена суда должно формально сообщаться генеральному секретарю регистратором суда. С момента этого уведомления, место считается вакантным.
Статья 7
(a) Вакансии, несмотря на их причины, должны заполняться таким же образом, как предусмотрено статьёй 5.
(b) Член суда, избранный для замены члена, чей срок службы закончился, должен занимать пост остаток срока службы своего предшественника.
Обязанности членов суда
Статья 8
Ни один член суда не может:
(a) выполнять политические или административные функции или заниматься другим видом деятельности, несовместимым с достоинством и независимостью судебного поста.
(b) выступать советником, агентом, адвокатом или арбитром в любом деле ил и заниматься другой работой профессионального характера, которая противоречит членству в суде.
(c) участвовать в решении любого дела, в котором он ранее участвовал как член национального или международного суда или комиссии по следствию или другой организации.
Любые сомнения по этому пункту должны разрешаться решением суда.
Статья 9
Каждый член суда должен на первой сессии открытого суда после выборов, принять следующую присягу:
«Во имя Всевышнего, я клянусь бояться лишь Господа при выполнении своих обязанностей, действовать беспристрастно в соответствии с нормами исламского шариата и принципами ислама и следовать нормам данного статута, а также нормам Хартии Организации Исламской Конференции».
Иммунитет и привилегии
Статья 10
(a) Международный исламский суд, его члены и сотрудники должны в странах-участницах пользоваться иммунитетом и привилегиями, предписанными Соглашением об иммунитете и привилегиях Организации Исламской Конференции 1976 года.
(b) Генеральный секретарь Исламской конференции должен заключить со страной, где находится место заседания, соглашение, регулирующее отношения между судом и вышеуказанной страной, принимая во внимание международные правила иммунитета и привилегий.
Статья 11
(a) Суд должен назначить своего регистратора и должен предусмотреть назначение других чиновником при необходимости.
(b) Президент суда, его регистратор и сотрудники должны проживать в месте заседания суда.
Статья 12
(a) Суд должен заседать постоянно кроме каникул.
(b) Даты и длительность каникул определяются судом.
(c) Члены суда имеют право на периодический отпуск, даты и длительность которого определяется президентом суда.
(d) Члены суда обязаны, если они не находятся в отпуске или не могут посещать сессии из-за болезни ил и по другим серьёзным причинам, объяснённым должным образом президенту, постоянно быть в распоряжении суда.
Статья 13
Суд в полном составе должен заседать, кроме отдельно предусмотренных случаев в данном статуте, согласно условию, что количество судей, готовых к рассмотрению дел, не менее пяти.
Статья 14
(a) Если по какой-либо особой причине, член суда считает, что ему не следует принимать участие в разрешении определённого дела, он может быть снят с дела по одобрению президента.
(b) Если президент считает, что по какой-либо особой причине один из членов суда не должен заседать на слушании определённого дела, он должен его уведомить об этом , и соответствующий судья не должен заседать на слушании этого дела.
(c) Если в таком случае, член суда и президент расходятся во мнении, вопрос разрешается судом.
Статья 15 Палаты
(a) Суд может формировать одну или более пала, состоящих из трёх и более судей для рассмотрения определённой категории дел.
(b) Суд может формировать палату для рассмотрения определённого дела. Количество судей, составляющих такую палату, должно определяться судом по одобрению сторон.
(c) Суд может ежегодно формировать палату, состоящую из трёх судей, которые по просьбе сторон могут слушать и разрешать дела по упрощённому производству.
Статья 16
(a) Судья, имеющие то же самое гражданство, что и стороны дела, должны сохранять соё право заседать на слушании дела перед судом и участвовать в вынесении решения на условиях абсолютного равенства со своими коллегами.
(b) Если суд включает в скамью судей, имеющих то же самое гражданство, что и стороны дела, такие судьи заседают в полном составе. Если суд не включает в скамью судей, имеющих то же самое гражданство, каждая страна может выбрать судью из граждан стран-участниц согласно требованиям членства суда.
(c) Если несколько сторон имеют тот же самый интерес, они должны по предыдущим двум пунктам считаться одной стороной. Любые сомнения по этому пункту должны быть разрешены в суде.
Зарплата и прочие расходы суда
Статья 17
(a) Каждый член суда должен получать ежегодную зарплату, а президент и вице-президент должны получать особое ежегодное пособие.
(b) Временные судьи должны получать кроме возмещения расходов за путешествие компенсацию за каждый день, проведённый в стране заседания, пока они участвовали в судебных процессах.
(c) Зарплаты и пособия, предписанные в пункте (a) должны определяться Советом министров иностранных дел, которые также должны описать условия, при которых выплачиваются пенсии и компенсация за расходы на путешествия, а также определить финансовые нормы суда.
(d) Зарплаты, пособия и компенсации, предписанные в пунктах (a) и (b) не должны облагаться налогом в стране заседания и всех странах-участницах Организации Исламской Конференции.
Статья 18
Суд должен иметь автономный бюджет, а расходы суда должны нести страны-участницы Организации Исламской Конференции пропорционально своим вкладам в бюджет Организации.
Правила процедуры
Статья 19
(a) Суд должен описать свои собственные правила процедуры.
(b) Правила процедуры могут предусматривать присутствие экспертов на заседаниях суда без права голосования.
Регистратор и прочий персонал суда
Статья 20
(a) Суду должен помогать на сессии регистратор, который должен подготовить протокол и подписать его вместе с президентом.
(b) Правила процедуры должны включать нормы отбора и назначения регистратора, текст присяги, которую он должен принять перед вступлением в должность, нормы для назначения помощника регистратора и других служащих суда, также как и административные правила и процедуры суда.
Компетенция суда
Статья 21
(a) Страны-участницы Организации Исламской Конференции имеют право предстать перед судом.
(b) Любые другие государства могут обратить в суд дела, в которых они выступают как стороны, по условиям, которые должны быть описаны Советом министров иностранных дел при том условии, что такие государства должны принять компетенцию суда и предварительно объявить о своём желании подчиниться решению суда. В таких случаях, суд должен назначить размер оплаты, которую эти стороны должны внести на расходы суда.
Статья 22
(a) Суд согласно и в соответствии с данным статутом может запросить информацию у международных организаций, относящуюся к рассматриваемым делам и должен получить информацию, предоставленную такими организациями по собственной инициативе.
(b) Если толкование конституционного документа международной организации или международной Конвенции, принятой в её рамках находится под вопросом при рассмотрении дела в суде, регистратор суда должен уведомить об этом соответствующую международную организацию и должен передать ей копии всех письменных процессов.
Интервенции
Статья 23
(a) Если страна-участница Организации Исламской Конференции считает, что она имеет интерес правового характера, на который может повлиять решение дела, она может отправить запрос в суд о разрешении вмешательства.
(b)Если страна не является членом Организации Исламской Конференции нужно, чтобы она предварительно объявила о своём желании подчиниться приговорам суда, при том условии, что стороны дела не против такого вмешательства.
(c) В обоих случаях, суд решает вопрос удовлетворения просьбы.
Статья 24
Если толкование Международной Конвенции находится под вопросом при рассмотрении дела в суде, регистратор должен уведомить об этом все страны-участницы Организации Исламской Конференции, подписавшие такую конвенцию, а каждое уведомлённое таким образом государство имеет право вмешаться в процесс; однако если оно использует это право, толкование, данной решением суда всё равно будет обязательным для него.
Юрисдикция суда
Статья 25
Юрисдикция суда должна включать:
(a) дела, которые соответствующие страны-участницы согласились передавать в него.
(b) дела, передача которых в суд предусмотрена любыми существующими соглашениями или конвенциями.
(c) интерпретация двустороннего и многостороннего соглашения.
(d) любой вопрос международного права.
(e) существование факта, при установлении которого, возникнет нарушение международного обязательства.
(f) характер и степень репарации, которая должна быть совершена за нарушение международного обязательства.
Статья 26
(a) Страны-участницы Организации могут заявить, что они признают обязательными в силу самого факта и без особого соглашения, касательно любого государства, принимающего то же самое обязательство, юрисдикцию суда на правовых спорах, в том числе, интерпретацию принципов исламского шариата, толкование соглашений и вопросы международного права.
Заявления касательно вышеизложенных вопросов могут быть сделаны необусловлено или на условии взаимности со стороны одного или нескольких государств или на определённое время.
Такие заявления должны храниться у генерального секретаря Организации Исламской Конференции, который должен передавать их копии регистратору суда и всем странам-участницам Организации.
(b)В случае противоречия по поводу юрисдикции суда, вопрос решается судом.
Применимое право
Статья 27
(a) Исламский шариат должен быть основным источником, на котором Международный Исламский суд основывает свои дела.
(b) Суд должен руководствоваться международным правом, билатеральными или мультилатеральными конвенциями, международной практикой, принятой в качестве закона, общими принципами права, приговорами, вынесенными международными судами и учениями самых высококвалифицированных публицистов различных государств.
Языки суда
Статья 28
(a) Арабский, как язык Священного Корана, должен быть первым официальным языком суда, наравне с английским и французским.
(b) Суд может, по просьбе одной из сторон, разрешить использование неофициального языка при том условии, что сторона оплатит расходы на письменный или устный перевод на один из государственных языков.
(c) Решение суда даётся на трёх официальных языках.
Процедура правового действия
Статья 29
(a) В суде могут рассматриваться дела соответственно либо по письменной заявке одной из стран-участниц регистратору суда или по уведомлению регистратора или по специальному соглашению между двумя или более государствами для рассмотрения их спора в суде.
В любом случае, субъект спора и стороны должны быть указаны вместе с предоставлением оснований для дела, всеми вспомогательными материалами и документальными свидетельствами, а также подписями юридических агентов сторон или их министров иностранных дел в стране заседания суда.
(b) Регистратор должен передать заявку или соглашение со всеми материалами всем затронутым сторонам и уведомить все прочие страны-участницы Организации Исламской Конференции через генерального секретаря.
Процедура слушания
Статья 30
Процедура Международного Исламского суда состоит из двух частей: письменной и устной.
(a) Письменная процедура должна состоять в обмене суда и сторон меморандумами и контр меморандумами и ответами; а также всеми вспомогательными документами и материалами. Этот обмен должен совершаться через регистратора в порядке и в срок, установленные Судом.
Заверенная копия каждого документа, предъявленного одной стороной должна быть отправлена другой стороне, и ни один документ нельзя изъять, кроме как по письменному разрешению президента и после того, как заверенную копию данного документа занесли в дело.
(b) Устный процесс состоит в слушании судом свидетелей, экспертов, агентов, советника и адвокатов.
Судебные повестки
Статья 31
(a) Для вручения всех повесток лицам, кроме агентов, советника и адвокатов, суд должен обращаться напрямую в правительство государства, на чьей территории должна быть вручена повестка.
(b) Та же самая норма применяется в случаях, если нужно предпринять действия для взятия показаний на месте.
Ведение дела и взятие показаний
Статья 32
(a) В соответствии с данным статутом, суд должен отдавать распоряжения о ведении дела, определять форму и время, в течение которого каждая из сторон должна предоставить свои аргументы и подготовиться к взятию показаний.
(b) Суд может даже до начала слушания созвать агентов для предоставления документа или пояснений. Любой отказ заносится в протокол.
(c) Суд может в любое время поручить любому лицу, органу, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору задачу проведения следствия или предоставления экспертного мнения.
(d) Во время слушания, свидетелям и экспертам могут задаваться любые относящиеся к делу вопросы на условиях, описанных судом в правилах процедуры.
(e) После того, как суд получил доказательства и показания в срок, указанный для этого, он может отказаться от принятия каких-либо дальнейших устных или письменных показаний, которые одна сторона может захотеть предоставить, если другая сторона не даёт своего согласия.
(f) Государство ответчик может подать встречный иск против государства-истца в первом меморандуме, который предоставляет государство-ответчик в ответ на изначальный иск. Принятие встречного иска судом возможно, если только он напрямую связан с изначальным иском и подпадает под юрисдикцию суда.
(g) Государство-истец может отозвать иск на любой стадии судебного процесса перед заседанием, на котором оглашают приговор. Суд решает вопрос такого отзыва.
Отсутствие на слушании дела
Статья 35
Если одна из сторон не предстает перед судом, другая сторона может призвать суд продолжать рассмотрение дела. Суд должен перед этим убедиться, что он располагает юрисдикцией и что требование обосновано фактами и законами.
Проведение слушания
Статья 36
(a) Слушание должно проводиться под руководством президента или если он не способен председательствовать – вице-президента. Если ни один их них не способен председательствовать, возглавлять слушание должен старший судья.
(b) Слушание суда должно быть открытым, если суд не постановит иное; стороны спора могут попросить, чтобы посторонние люди не присутствовали.
(c) Протокол каждого слушания должен быть сделан и подписан регистратором и президентом суда.
(d) Лишь этот протокол не может иметь копий.
Вынесение решения
Статья 37
(a) Когда агенты, советчик и адвокаты завершили свою презентацию дела, президент должен объявить слушание закрытым.
(b) Суд должен удалиться для обдумывания решения и обсуждения суда должны проходить при закрытых дверях и оставаться в тайне.
(c) Все вопросы должны решаться большинством присутствующих судей. Президент должен иметь решающий голос.
(d) Решение должно указывать причины, на которых оно основывается, и должно содержать имена судей, принимающих участие в обсуждении.
(e) Если решение не представляет, целиком или частично, единодушное мнение судей, любой судья должен иметь право зарегистрировать своё отдельное мнение.
(f) Решение должно быть подписано президентом и регистратором. Оно должно быть зачитано перед всем судом, своевременное уведомление должно быть совершено агентам.
Обязывающая сила решения
Статья 38
Решение суда не имеет обязывающей силы, кроме как для сторон и только в отношении к определённому делу.
Неоспоримость и толкование решения
Статья 39
(a) Решение финальное и обжалованию не подлежит.
(b) В случае спора по поводу значения или объёма решения, суд должен истолковать его по просьбе любой из сторон.
(c) В случае отказа какой-либо из сторон исполнить приговор, вопрос должен быть обращён в Совет министров иностранных дел.
Пересмотр решения
Статья 40
(a) Решение может быть пересмотрено только если это предложение основывается на обнаружении какого-либо факта, имеющего характер решающего, который когда решение было вынесено, неизвестно суду, а также стороне, требующей пересмотра, лишь при том условии, что это не было вызвано небрежным отношением.
(b) Процесс пересмотр должен быть начат решением суда, ясно объявляющего о существовании нового факта, признающего, что он имеет такой характер, при котором дело можно открыть для пересмотра и заявляющий, что пересмотр возможен на этих основаниях.
(c) Суд может потребовать предварительное согласие с условиями решения, перед тем как он подтверждает процесс пересмотра.
(d) Решение о пересмотре должно быть совершено не позднее, чем в течение шести месяцев после обнаружения нового факта.
(e) Решение о пересмотре не может быть принято после истечения десяти лет с даты вынесения решения.
Расходы
Статья 41
Если судом не постановлено иное, каждая сторона должна нести свои собственные расходы.
Консультативное заключение
Статья 42
Суд может дать консультативное заключение по любому юридическому вопросу, не связанному с рассматриваемым делом по просьбе любого органа, имеющего соответствующее разрешение Совета министров иностранных дел.
Статья 43
(а) Вопросы, по которым запрашивается консультативное заключение суда, должны быть изложены в письменной просьбе, содержащей точное указание вопроса, по которому требуется мнение, и сопровождаемое всеми документами, которые могут пролить свет на вопрос.
(b) Регистратор должен затем уведомить о запросе консультативного заключения все страны-участницы Организации, сообщить им то, что они могут предоставить информацию по вопросу, а суд должен быть готов получать их заявления на открытом заседании, проводимым с этой целью.
(c) Суд может запросить мнение любой страны-участницы Организации или любого международного органа, чьё мнение он считает полезным по этому вопросу. Суд должен обратиться с особой просьбой прямо в государство или соответствующую организацию с последующим её уведомлением, что суд должен быть готов выслушать любое устное заявление, которое государство или организация захочет сделать.
(d) Если любое государство, имеющее право предстать перед судом, не получило особый запрос, упомянутой в предыдущем пункте, такое государство моет выразить желание сделать письменное заявление с просьбой выслушать её; а суд выносит по ней решение.
(e) Когда письменные и устные заявления представлены суду, все страны-участницы Организации должны иметь разрешение комментировать их в форме и в сроки, определённые президентом суда, а регистратор должен сдать копии комментариев государствам, передавшим свои заявления.
Статья 44
(a) Суд должен вынести своё консультативное заключение при открытом суде, предварительно уведомив генерального секретаря и все страны-участницы Организации исламской конференции и соответствующим международным организациям.
(b) Регистратор суда должен передать копии полученного консультативного заключения генеральному секретарю и странам-участницам Организации исламской конференции и международным организациям, которые представили заявления по запрошенному консультативному заключению.
Статья 45
При вынесении консультативных заключений, суд может руководствоваться кроме вышеуказанного статьями данного статута, если он считает их применимыми.
Статья 46
Суд может совершить через Комитет выдающихся деятелей или через старших чиновников медиацию, примирение или арбитраж с противоречиях, возникающих между двумя или более странами-участницами Организации исламской конференции, если так желают стороны спора или если об этом просит исламский саммит или исламский Советом министров иностранных дел – путём консенсуса.
Опубликование решение и консультативных заключений
Статья 47
(a) Регистратор должен собирать решения суд, юридические заключения и распоряжения и публиковать их в последовательных собраниях.
(b) Суд может отдать распоряжение регистратору опубликовать любое другое собрание распоряжений, протоколов и документов, сданных ему.
Исправления в статут
Статья 48
(a) Нормы статьи 11 Хартии должны быть применимы к исправлениям данного статута.
(b) Суд должен иметь полномочия предложить исправления в данный статут, которые он считает необходимыми через письменную просьбу на рассмотрение генеральному секретарю в соответствии с предыдущими пунктами.
(c) Генеральный секретарь должен сдавать любые предложения исправлений данного статутов суд для комментариев.
Вступление в силу данного статута
Статья 49
Данный статут должен вступить в силу после его ратификации больше, чем двумя третями стран-участниц, что предусмотрено в статье 11 Хартии.
Статья 50
Данный статут написан на трёх официальных языках Организации, которые имеют одинаковый авторитет. В случае различий по поводу толкования или применения, арабский вариант должен иметь большую силу.
Написано в городе Кувейте 29 января 1987 года