Принципы организации власти
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ
В ИСЛАМСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Данные принципы разработаны в 1951 году на Всепакистанской конференции улемов и одобрены основными исламскими движениями Пакистана:
1. Высший суверенитет над природой и законами принадлежит Всевышнему.
2. Законы страны должны основываться на Коране и Сунне. Законы и административные распоряжения, вступающие в противоречие с Кораном и Сунной, не могут быть приняты.
3. В основе государственности должны лежать не географические, лингвистические или какие-то другие материалистические концепции, но принципы и цели исламского образа жизни.
4. Долг государства будет состоять в поддержании добра и подавлении зла, как это предписывается Кораном и Сунной, в принятии всех необходимых для мер для возрождения и торжества канонов ислама, в создании условий для исламского образования в соответствии с требованиями различных признанных философских школ.
5. Долг государства будет состоять в том, чтобы укреплять узы единства и братства среди всех мусульман мира, препятствовать росту среди граждан-мусульман тенденций по различению по расовым, лингвистическим, территориальным или другим материалистическим признакам, появляющимся в результате неисламских предрассудков. Это будет способствовать сохранению и укреплению единства мусульманского общины.
6. В обязанность правительства будет входить гарантированное удовлетворение всех главных человеческих потребностей – в продовольствии, одежде, жилье, медицинском обслуживании и образовании. Это будет распространяться на всех граждан, кто в связи с безработицей, болезнью или другими обстоятельствами временного или постоянного характера оказался не в состоянии зарабатывать на жизнь. И это вне зависимости от того, к какой религии или расе он принадлежит.
7. Граждане будут обладать всеми правами, которыми наделяют их исламские законы. Это означает, что в рамках закона им будет гарантирована полная безопасность жизни, имущества и чести, свобода религии и веры, свобода отправления обрядов, личная свобода, свобода высказываний, передвижения, ассоциаций и занятий, равенство возможностей и право пользоваться общественными услугами.
8. Ни один из граждан не может быть лишен этих прав, если это не продиктовано законом. Никто не понесет наказаний по каким бы то ни было обвинениям без соответствующего решения суда и без предоставления ему полной возможности защитить себя.
9. Признанные мусульманские школы религиозной мысли будут обладать в рамках закона полной религиозной свободой, правом объяснять суть их религиозных доктрин своим последователям, свободой пропагандировать свои взгляды. Дела, относящиеся к сфере их статуса, будут решаться в соответствии с требованиями их фикхов. Желательно будет предусмотреть возможность решения подобных вопросов с помощью кази, принадлежащих к соответствующим фикхам.
10. Граждане-немусульмане в соответствии с законом будут иметь полную свободу вероисповедания и отправления обрядов, образа жизни, культуры и религиозного образования. Они будут иметь право решать дела, касающиеся их личного статуса в соответствии с их собственными религиозными законами, традициями и привычками.
11. Вес обязательства, которые по законам шариата берет на себя государства в отношении граждан-немусульман, будут полностью соблюдаться. Они будут располагать равными с гражданами-мусульманами правами гражданами, как это предусмотрено параграфом 7.
12. Главой государства должен быть мужчина-мусульманин, в набожность и здравость суждений которого верит народ и его избранные представители.
13. Ответственность за государственные дела ложится в первую очередь на главу государства, хотя он может и делегировать часть своих полномочий любому человеку или организации.
14. Правление главы государства не будет автократическим. Оно будет осуществляться путем консультаций с людьми, занимающими ответственные посты в правительстве, и с представителями народа.
15. Глава государства не будет обладать правом приостанавливать действие конституции или каких-либо ее статей или руководить администрацией иначе, чем на консультативной основе.
16. Орган, полномочный выбрать главу государства, может также отстранить его от власти большинством голосов.
17. В отношении гражданских прав глава государства не будет стоять над законом.
18. Все граждане, включая членов правительства, официальных или частных лиц, будут одинаково ответственны перед законами, которыми руководствуются суды страны.
19. Судебная система при исполнении ею своих функций будет действовать отдельно и независимо от исполнительной власти.
20. Пропаганда и распространение взглядов и идеологий, имеющих целью подрыв основополагающих принципов и устоев исламского государства, будут запрещены.
21. Различные зоны или регионы страны будут рассматриваться как административные единицы единого государства. Они не будут выделяться по расовому, лингвистическому или племенному признаку, но будут рассматриваться лишь как административные районы, которые наделены полномочиями, необходимыми для нужд администрирования по усмотрению центра Они не будут иметь права выхода из состава государства.
22. Толкования конституции, противоречащие положениям Корана и Сунны, не будут иметь силы.