Устав Высшего совета ССАГПЗ
ВНУТРЕННИЙ УСТАВ ВЫСШЕГО СОВЕТА ССАГПЗ.
Статья 1. Определения.
Настоящий Устав называется «Внутренний Устав Высшего Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива». Он содержит изложение норм организации мер, направленных на созыв Совета и выполнение им возложенных на него задач.
Статья 2. Членство в Высшем Совете и его задачи.
1. Высший Совет состоит из глав государств-членов Совета сотрудничества, каждый из которых руководит им в порядке очередности, определяемом начальными буквами названий этих государств и в соответствии с последовательностью букв арабского алфавита,
2. Каждое государство-член сообщает Генеральному Секретарю имена членов своей делегации на сессии Совета не менее, чем за семь дней до ее открытия.
Статья 3.
Имея в виду цели Совета сотрудничества и полномочия Высшего Совета, определяемые статьями 4 и 8 Основного Устава, Совет выполняет следующие задачи:
1. Создает технические комиссии и подбирает их членов-специалистов в его работе из числа кандидатов от государств-членов,
2. Поручает одному или нескольким своим членам изучить определенную проблему и представить отчет о ней, распространяемый среди членов Совета заблаговременно до начала того его заседания, на котором эта проблема должна рассматриваться.
Статья 4. Созыв Высшего Совета.
1. а) Очередная сессия Высшего Совета собирается один раз в год. Чрезвычайные сессии Совета собираются по требованию одного из членов, поддержан ному другим членом,
б) Сессии Высшего Совета собираются на уровне глав государств,
в) Сессии Высшего Совета собираются на территории любого государства-члена,
г) Накануне открытия сессии Высшего Совета Генеральный Секретарь собирает совещание с участием представителей государств-членов для консультаций по проблемам, выносимым на обсуждение сессии,
2. а) Генеральный Секретарь определяет дату начала сессии и предлагает срок их завершения,
б) Генеральный Секретарь не менее, чем за тридцать дней до проведения совещания направляет приглашения участникам очередной сессии, а участникам чрезвычайной сессии — не более, чем за пять дней до проведения совещания.
Статья 5.
1. Высший Совет в начале каждой сессии принимает решение о том, будет ли она открытой или закрытой,
2. Сессия рассматривается как состоявшаяся, если в ее работе приняли участие две трети государств-членов. Решения по принципиальным вопросам принимаются единогласно участвующими в голосовании государствами-членами. Решения по текущим вопросам принимаются большинством голосов. Государство-член, воздержавшийся при голосовании, регистрирует необязательность для него соответствующего решения.
Статья 6.
1. Высший Совет собирается на чрезвычайную сессию:
а). на основе решения, принятого предыдущей сессией,
б). по требованию одного из государств-членов, поддержанному другим государством-членом. В этом случае чрезвычайная сессия созывается в течение не более чем пяти дней с момента направления требования о проведении чрезвычайной сессии.
2. В повестку дня чрезвычайной сессии не могут быть внесены вопросы, не имеющие отношения к тем, ради которых она была созвана.
Статья 7. Председатель Высшего Совета.
1. Председателями Высшего Совета в начале каждой его очередной сессии становятся поочередно главы государств-членов. Эта очередность определяется местом первой буквы названий государств-членов в арабском алфавите. Председатель выполняет свои обязанности до тех пор, пока в ходе следующей очередной сессии его не сменяет его преемник.
2. Глава государства-члена, участвующего в происходящем конфликте, не может быть председателем сессии или заседания, работа которых посвящена об суждения этого конфликта. В этом случае Совет назначает временного председателя.
3. Председатель объявляет о начале и завершении сессий и заседаний, приостановке заседаний, прекращении дискуссий. Он гарантирует соблюдение положений Основного Устава Совета сотрудничества и данного Устава. Он предоставляет слово в порядке поступления просьб, выдвигает предложения для выяснения точек зрения участников по тем или иным обсуждаемым вопросам, руководит голосованием, обеспечивает соблюдение порядка, объявляет решения, контролирует работу комиссий и ставит Совет в известность о поступивших в его адрес посланиях.
4. Председатель имеет право от имени представляемого им государства участвовать в дискуссиях и выдвигать предложения. Один из членов его делегации может замещать его.
Статья 8. Повестка дня Высшего Совета.
1. Министерский Совет готовит проект повестки дня Высшего Совета. Генеральный Секретарь не менее, чем за тридцать дней направляет этот проект государствам-членам вместе с пояснительными записками и документами государств-членов, а также с письменным приглашением на сессию,
2. Проект повестки дня содержит:
а). Отчет Генерального Секретаря о работе Высшего Совета в период между двумя сессиями и о мерах по выполнению его решений,
б). Отчеты и вопросы, поступившие от Министерского Совета и Генерального Секретариата,
в). Вопросы, которые Высший Совет решил ранее включить в повестку дня,
г). Вопросы, которые предлагает включить государство-член, считая необходимым их рассмотрение Высшим Советом.
3. Каждое государство-член не менее, чем за пятнадцать дней до даты начала сессии имеет право предложить включить в проект повестки дня Совета дополнительные вопросы. Эти вопросы включаются в дополнительную повестку дня, отправляемую вместе с другими документами сессии государствам-членам за не менее, чем пять дней до начала работы сессии.
4. Каждое государство-член имеет право предложить включить в проект повестки дня дополнительные вопросы до момента открытия сессии, если эти вопросы очень важны и требуют немедленного рассмотрения.
5. В начале работы каждой сессии Совет утверждает ее повестку дня.
6. Совет имеет право включить дополнительные вопросы в повестку дня сессии уже после начала ее работы, если эти вопросы требуют немедленного рассмотрения.
7. Очередная сессия завершает свою работу после исчерпания ее повестки дня. Высший Совет имеет право принять решение о временном перерыве в заседаниях сессии до момента исчерпания ее повестки дня и о возобновлении заседаний сессии в дальнейшем.
Статья 9. Бюро и комиссии Высшего Совета.
1. Во время работы каждой сессии формируется Бюро Высшего Совета в составе председателя Совета, председателя Министерского Совета и Генерального Секретаря. Председатель Высшего Совета исполняет обязанности председателя Бюро.
2. Бюро выполняет следующие задачи:
а) Редактирование решений, которые будут приняты Высшим Советом, но не изменение их содержания,
б) Помощь председателю Высшего Совета в руководстве работой сессии,
в) Другие задачи, упомянутые в данном Уставе, а также те виды деятельности, которые будут поручены Бюро Высшим Советом.
Статья 10.
1. Во время работы каждой очередной сессии Совет создает необходимые для него рабочие комиссии для более подробного изучения вопросов, внесенных в повестку дня. В работе этих комиссий принимают участие представители государств-членов.
2. Работа комиссий продолжается до момента окончания работы сессии. Их рекомендации принимаются большинством голосов.
3. Перед началом работы каждой комиссии ее члены из своего состава выбирают председателя и секретаря. В случае отсутствия председателя его замещает секретарь, руководящий заседаниями комиссии. Председатель или в случае его отсутствия секретарь должен предоставлять Совету все требуемые материалы, касающиеся содержания отчета комиссии. По разрешению председателя сессии председатель или секретарь комиссии может участвовать в дискуссии, не участвуя, однако, в голосовании, если он не является членом Совета.
4. Совет может передать на рассмотрение комиссий, учитывая их специализацию, вопросы, вынесенные в повестку дня, с тем, чтобы комиссии изучили эти вопросы и представили свои отчеты по их поводу. Один и тот же вопрос может быть передан на рассмотрение различных комиссий.
5. Комиссии не могут рассматривать какие-либо вопросы до тех пор, пока Совет не примет решения об их передаче в комиссии. Комиссии не могут принимать какие-либо рекомендации по тому или иному внесенному в повестку дня сессии вопросу, если принятие решений в связи с ним предполагает, что Совет будет нести в связи с ним какие-либо финансовые обязательства. Рекомендации по такому вопросу могут приниматься только после того, как в комиссии поступит отчет Генерального Секретаря о финансовых и административных последствиях принятой рекомендации.
Статья 11. Ход дискуссии и поступление предложений.
1. Каждое государство-член может участвовать в дискуссиях Высшего Совета и его комиссий на основе положений данного Устава.
2. Председатель сессии предлагает на обсуждение ее участников вопросы повестки дня в порядке их очередности. В случае необходимости он может обратиться к Генеральному Секретарю или его представителю за пояснениями.
3. Председатель предоставляет слово в порядке очередности. Он может также в порядке исключения предоставить первым слово председателю или секретарю той или иной комиссии для представления ее отчета или разъяснения содержащихся в нем положений.
4. Если тот или иной член Совета нарушит порядок в ходе дискуссии, председатель должен немедленно вмешаться. Принятое в этой связи решение председателя будет действительным до тех пор, пока его большинством голосов не отменит Высший Совет.
Статья 12.
1. Каждый член Совета может предложить в ходе обсуждения какого-либо вопроса закрыть заседание, перенести обсуждение этого вопроса или прекратить его обсуждение. Дискуссия по такого рода предложениям не может иметь места, но они могут быть поставлены председателем на голосование при условии их поддержки другим членом Совета. Для принятия этих предложений необходимо большинство голосов членов Совета.
2. При соблюдении положений параграфа 4 предыдущей статьи предложения, поименованные в параграфе 1 данной статьи, получают преимущество по сравнению с другими обсуждаемыми вопросами. Они обсуждаются в следующем порядке:
а) закрытие заседания,
б) перенос заседания,
в) перенос обсуждения вопроса до его дальнейшего рассмотрения,
г) прекращение дискуссии по вопросу и его отправка на дальнейшее изучение,
3. За исключением предложений, касающихся формулировок или текущих дел, проекты решений или серьезных изменений подаются в письменном виде Генеральному Секретарю или его представителю, который в сжатые сроки распространяет их среди делегатов. Проект решения не может дискутироваться или ставиться на голосование, если его текст не был предварительно роздан всем делегатам.
4. Не допускается возвращение к обсуждению уже обсуждавшегося той же сессией вопроса, если Высший Совет не примет по этому поводу другого решения.
Статья 13.
Председатель сессии контролирует работу комиссий и сообщает Высшему Совету о поступивших в его адрес посланиях. Он официально ставит в известность членов Совета о достигнутых решениях и рекомендациях.
Статья 14. Голосование.
Каждое государство-член имеет один голос. Ни одно государство не может представлять другое государство или голосовать за него.
Статья 15.
1. Голосование осуществляется поименно в порядке очередности названий государств в соответствии с последовательностью букв арабского алфавита или поднятием руки. Голосование может быть тайным, если этого потребует кто-либо из членов Совета или решит председатель. Высший Совет может избрать и другую форму голосования. В протокол заседания записывается мнение каждого члена Совета, если голосование происходит поименно. В протокол заседания записывается лишь результат голосования, если оно было тайным или с помощью поднятия руки.
2. Каждый член Совета может воздержаться от голосования или выразить свое несогласие с тем или иным текущим решением или его частью. Несогласие обнародуется при объявлении решения и фиксируется в письменной форме. После окончания голосования члены Совета могут высказать пояснения в связи с их позицией.
3. Если председатель объявил начало голосования, то его нельзя прерывать кроме случаев, когда вопрос связан с требованиями Устава в части голосования.
Статья 16.
1. Если член Совета потребует внесения изменений в предложение, то его требование, прежде всего, должно быть поставлено на голосование. Если поступило несколько требований об изменениях, то председатель ставит на голосование в первую очередь то из них, которое, по его мнению, более значимо и более отстоит от текста внесенного предложения. Затем ставится на голосование второе по значимости требование, далее голосование происходит по всем предложенным изменениям. Если утверждено одно или несколько изменений, на голосование ставится все измененное предложение.
2. Каждое новое предложение рассматривается как изменение, вносимое в первоначальное предложение, если речь идет о добавлении, удалении или изменении одной из частей первоначального предложения.
Статья 17.
1. Высший Совет может создавать технические комиссии, в задачу которых входит оказание консультаций при подготовке и реализации программ Высшего Совета в различных сферах его деятельности.
2. Высший Совет назначает членов технических комиссий из числа специалистов-граждан государств-членов Совета.
3. Технические комиссии собираются по приглашению Генерального Секретаря и на основе согласования с ним разрабатывают план своей работы.
4. Генеральный Секретарь разрабатывает повестку дня работы технических комиссий по согласованию с председателем каждой из них.
Статья 18. Изменение устава.
1. Каждое государство-член может внести предложение об изменении Устава.
2. Предложения об изменении Устава рассматриваются только тогда, когда они переданы государствам-членам Генеральным Секретариатом и за не менее, чем тридцать дней до их рассмотрения Министерским Советом.
3. Внесение серьезных изменений в предложение об изменении, указанное в выше приведенном абзаце, возможно только, если текст предложенных изменений передан государствам-членам Генеральным Секретариатом за не менее, чем за пятнадцать дней до его вынесения на Министерский Совет.
4. За исключением тех положений, которые оговорены в Основном Уставе и с учетом предыдущих параграфов, изменения во Внутреннем Уставе принимаются на основе решения Высшего Совета при согласии большинства его членов.
Статья 19. Действие настоящего устава.
Настоящий Устав вступает в силу с момента его принятия Высшим Советом. Внесение в него изменений возможно только на основе указанных в выше приведенной статье положений.
Настоящий Устав был подписан в городе Абу-Даби (Государство Объединенных Арабских эмиратов) 21 раджаба 1401 г. X., что соответствует 25 мая 1981 г. от Р.Х.
Государство Объединенных Арабских Эмиратов
Государство Бахрейн
Королевство Саудовская Аравия
Султанат Оман
Государство Катар
Государство Кувейт