Стратегия ОЭC
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В РЕГИОНЕ ОЭС
1. После увеличения количества участников ОЭС в ноябре 1992 года произошло расширение деятельности Организации. За первые три года работы в расширенном составе ОЭС приняла два комплексных плана действий: Куэттский план действий (февраль 1993 года) и Стамбульскую декларацию о долгосрочных перспективах (июль 1993 года). Оба документа содержат описание отраслевых приоритетов ОЭС с указанием отдельных задач, которые планируется осуществить не позднее 2000 года. В связи с приоритетностью области транспорта и коммуникаций, в октябре 1993 года в г. Алма-Ата был принят обзорный план развития транспортной области.
2. Согласно указанным планам предприняты некоторые шаги по реализации отдельных целей, поставленных в данных документах. Для облегчения реализации приоритетных задач ОЭС необходимо комплексное исследование экономической ситуации в государствах-участниках ОЭС. Указанное исследование должно включать полный отчет о проводимых каждым государством-участником ОЭС политик и их философиях планирования, о существующих и потенциальных взаимоотношениях между экономиками государств-участников ОЭС, а также возможности экономии за счет роста производства и конкурентоспособности на международных рынках. Также необходимо обратить внимание на другие важные элементы, в том числе экономическую комплементарность, политику ведения торговли и использования тарифов, организацию транзита внутри региона, дальнейшее развитие частного сектора и макроэкономические реформы в каждом из государств-участников. Данное исследование, которое рассматривается как приоритетное, станет основой для планирования и составления программ будущей деятельности ОЭС.
3. Настоящая Стратегия преследует цели и задачи, указанные в Измирском договоре в соответствии с принципами сотрудничества, которые также оговариваются в этом договоре. Основной задачей государств-участников ОЭС является развитие своего экономического потенциала через региональное сотрудничество на взаимовыгодной основе. Основным требованием является создание экономического инвентаря в регионе в виде тщательно разработанной базы данных ОЭС. В то же время в течение ближайшего десятилетия особые усилия при осуществлении регионального сотрудничества должны концентрироваться на следующих приоритетных направлениях:
А) Торговля
Б) Транспорт и коммуникации и
В) Энергоресурсы.
4. По другим направлениям сотрудничества продолжается реализация уже согласованной деятельности. На данном этапе не предпринимается новых программ и проектов. Неукоснительное следование Методам функционирования ОЭС способствует оптимальной реализации деятельности ОЭС.
ТОРГОВЛЯ
5. Для выполнения общей задачи Организации по расширению внутрирегионального и межрегионального сотрудничества необходимо предпринять следующие меры:
А) Активная отмена торговых барьеров внутри региона ОЭС с учетом опыта других регионов, глобальных экономических тенденций и международных обязательств, которые приняли на себя на себя государства-участники;
Б) Совместные усилия по получению более свободного доступа сырья и готовой продукции ОЭС на рынки за пределами региона ОЭС;
В) Расширение существующего Соглашения о привилегиях по тарифам в отношении участников, применения и сфер применения, либерализации торговли внутри региона всеми возможными способами и средствами, в том числе упрощение и согласование национальных законодательств о таможне, транзите товаров, привлечение и обеспечение безопасности иностранных инвестиций, разрешение торговых споров и т. п. с учетом международных обязательств государств-участников;
Г) Выработка в той мере, в какой это является возможным, общего подхода к работе с региональными экономическими группами и соответствующими международными организациями, в частности, ВТО;
Д) Создание механизма управления внутрирегиональными торговыми отношениями с целью соответствия правилам и дисциплине ВТО и в дальнейшем вступлению в ВТО всех государств-участников;
Е) Развитие сотрудничества между банками государств-участников и разработка схем предоставления гарантий по экспортным кредитам;
Ж) Стимулирование зон приграничной торговли и свободных торговых зон;
З) Постепенная стандартизация товаров и продукции, произведенных в регионе; и
И) Развитие многостороннего платежного механизма в регионе ОЭС с учетом международных обязательств, которые приняли на себя государства-участники.
ТРАНСПОРТ И КОММУНИКАЦИИ
6. Алма-атинский обзорный план действий по развитию транспортной отрасли в регионе ОЭС используется как основа стратегии ОЭС по развитию транспорта. Наряду с практическими шагами и усилиями по реализации запланированных действий на национальном, двустороннем и региональном уровнях предпринимаются шаги для реализации положений указанного обзорного плана посредством следующих мер:
(а) Содействие транспортировке и транзиту товаров и пассажиров внутри региона ОЭС путем реализации краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер:
(i) Краткосрочные меры
— Оптимизация использования существующих дорожных и железнодорожных сетей;
— Разработка комплексной региональной транзитной системы (например, документов для упрощения формальностей при пересечении границ, унификация дорожных знаков и т.п.)
(ii) Среднесрочные меры
— Обновление существующей транспортной инфраструктуры
(iii) Долгострочные меры
— Разработка новой современной транспортной инфраструктуры.
(б) Совершенствование и развитие воздушных путей между крупными городами и морских маршрутов между крупными портами.
(в) Развитие интермодальной транспортной системы в регионе ОЭС.
(г) Обмен опытом и методологией в сферах планирования, функционирования, обеспечения безопасности и совершенствования персонала.
(д) Максимальное использование существующего потенциала и возможностей государств-участников.
(е) Совершенствование почтовой системы государств-участников ОЭС.
(ж) Налаживание связи между национальными телекоммуникационными сетями.
(з) Обновление существующей телекоммуникационной инфраструктуры и создание современных систем с предпочтительным использованием электронных и волоконно-оптических сетей.
(и) Максимальное использование существующей спутниковой системы региональных коммуникаций.
(к) Содействие региональному сотрудничеству путем модернизации телевизионного и радиовещания и коммуникаций СМИ.
(л) Подготовка генерального плана расширения и модернизации телекоммуникаций в регионе ОЭС.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
7. Для развития регионального сотрудничества в этой жизненно важной области требуется принять следующие меры:
(а) подготовка генерального плана по энергоресурсам в регионе с обозначением приоритетных задач и руководящих принципов.
(б) Оценка существующих двусторонних проектов с региональной точки зрения.
(в) Меры по упрощению транзита энергии, нефти и газа по трубопроводам и других видов энергоресурсов, включая выход на международные рынки.
(г) Обеспечение взаимосвязи энергосистем государств-участников ОЭС.
(д) Максимальное использование существующих ресурсов и потенциала государств-участников ОЭС.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
8. Для выполнения задач настоящей Стратегии применяются следующие общие принципы:
(а) Настоящая стратегия экономического сотрудничества выполняется по политической воле и по обязательствам государств-участников путем должного согласования национальных планов и программ действий ОЭС.
(б) Все региональные программы и направления деятельности основываются на реалистичной оценке социально-экономической ситуации в регионе согласно последним экономическим данным и информации.
(в) Прединвестиционные исследования и изучение безопасности инвестиционных капиталовложений проводятся до утверждения всех проектов.
(г) Приветствуется участие частного сектора во всех сферах деятельности, принимаются меры по обеспечению взаимовыгодной работы в регионе совместных предприятий.
(д) Генеральным секретарем и правительствами всех государств-участников предпринимаются все усилия по изучению возможностей международного финансирования проектов ОЭС наряду с национальными ресурсами в совещательном порядке с Банком торговли и развития ОЭС в случае необходимости. В этой связи Генеральный секретарь поддерживает тесные связи с другими региональными и международными организациями, которые могут предоставить свои ресурсы и опыт.
(е) Членство государств-участников ОЭС в различных региональных и международных организациях используется по возможности для обеспечения международной поддержки проектам ОЭС и продвижению целей и задач ОЭС.
(ж) При разработке в программах регионального сотрудничества ОЭС необходимо уделять внимание удовлетворению особых потребностей новых государств-участников в частности в связи с их экономической реструктуризацией и постепенным переходом к рыночной экономике.
(з) Внутренний квалифицированный персонал предлагается Секретариатом, при этом предпочтение отдается услугам экспертов и консультантам из региона.
(и) Все государства-участники предпринимают все усилия для успешного осуществления/управления утвержденными проектами ОЭС и стремятся к участию в совместных проектах.
(к) Государства-участники ОЭС предпринимают совместные действия по привлечению иностранных инвестиций для реализации проектов ОЭС.
(л) Обеспечивается объективное рассмотрение существующих планов действий через привлечение заинтересованных организаций по планированию государств-участников, а также с помощью таких международных организаций как ПРООН для приведения содержания указанных планов в соответствие с новыми региональными и глобальными реалиями.
(м) Принятые ОЭС Методы функционирования являются неотъемлемой частью настоящего документа с целью облегчить реализацию положений настоящей Стратегии.