Конституция Сирии 1950
КОНСТИТУЦИЯ СИРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГЛАВA I. О СИРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Статья 1.
1. Сирия – арабская демократическая парламентарная республика, обладающая полным суверенитетом.
2. Она является неделимой политической единицей, и никакая часть ее территории не может быть отчуждена кому бы то ни было.
3. Народ Сирии – часть арабской нации.
Статья 2.
1. Суверенитет принадлежит народу; он не может быть присвоен каким-либо лицом или какой-либо группой.
2. Суверенитет опирается на принцип правления народа, через народ, к благу народа.
3. Народ осуществляет суверенитет в формах и пределах, установленных Конституцией.
Статья 3.
1. Религией Президента республики является ислам.
2. Мусульманское право служит основным источником законодательства.
3. Свобода вероисповедания охраняется. Государство уважает все богооткровенные религии и гарантирует свободу отправления всех культов при условии не нарушения общественного порядка.
4. Персональный статут религиозных общин охраняется и уважается.
Статья 4.
Арабский язык является официальным языком.
Статья 5.
Столицей Республики является Дамаск.
Статья 6.
Флаг Сирии следующий: его длина вдвое больше его ширины; он имеет три цветных полосы одинаковых размеров и расположенных параллельно; самая верхняя полоса – зеленая, вторая – белая и третья – черная. На белой полосе располагаются по прямой линий три красные пятиконечные звезды.
Герб республики и национальный гимн устанавливаются законом.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Статья 7.
Граждане равны перед законом по своим обязанностям, правам, достоинству и социальному положению.
Статья 8.
Государство гарантирует всем гражданам свободу, безопасность и равенство возможностей.
Статья 9.
Каждый имеет право обращаться в суды в рамках закона. Судебное разбирательство происходит публично, если законом не установлено иное.
Статья 10.
Свобода личности охраняется.
1. Каждый считается невиновным до тех пор, пока он не объявлен виновным, согласно закону, по приговору суда.
2. Подвергнуть кого-либо следствию или аресту разрешается лишь по ордеру или распоряжению, изданному судебными властями, или в случаях захвата на месте преступления, или для доставления его судебным властям по обвинению в совершении преступления или проступка.
3. Запрещается подвергать кого-либо пыткам или унизительному обращению; законом устанавливается наказание для совершающих эти действия.
4. Административные власти не имеют права подвергать кого-либо предварительному аресту иначе, как в соответствии с законом, принятым в связи с объявлением чрезвычайного или военного положения или войны.
5. Каждому лицу, подвергшемуся аресту, должны быть в течение двух часов сообщены в письменной форме мотивы ареста и текст закона, на основании которого оно было арестовано. Это лицо должно быть передано судебным властям не позднее чем через 48 часов с момента ареста.
6. Каждый арестованный имеет право представить лично или через адвоката или родственника заявление компетентному судье с опротестованием законности ареста. Судья должен немедленно рассмотреть это заявление; он может вызвать должностное лицо, выдавшее приказ об аресте, расспросить его и, если найдет, что арест незаконен, дать приказ о немедленном освобождении арестованного.
7. Право защиты гарантируется на всех стадиях следствия и разбирательства перед любым судом, в соответствии с постановлениями закона.
8. Запрещается учреждать чрезвычайные уголовные суды; в случае объявления чрезвычайного положения устанавливается особый порядок судопроизводства.
9. Военные трибуналы могут судить только военнослужащих; закон устанавливает исключения из этого правила.
10. Никто не может быть осужден за действие или упущение, которые в момент их совершения не были наказуемыми в силу действовавших в это время законов; не может налагаться более суровое наказание, чем то, которое применялось в момент совершения этих действий или упущений.
11. Любое лицо, осужденное по вступившему в силу приговору и отбывшее наказание, в случае обнаружения ошибки в приговоре имеет право требовать от государства возмещения причиненного ущерба.
Статья 11.
Тюрьма является местом наказания, но также и средством исправления и перевоспитания преступника; закон гарантирует осуществление этой задачи.
Статья 12.
Жилище неприкосновенно; запрещается входить в него или производить обыск, за исключением случая захвата на месте преступления или по разрешению хозяина жилища или на основании судебного предписания.
Статья 13.
Почтовая и телеграфная корреспонденция, телефонные и другие виды сообщений составляют тайну; не разрешается конфисковывать корреспонденцию, задерживать или просматривать, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 14.
1. Государство гарантирует свободу мнения. Каждый сириец имеет право свободно выражать свое мнение устно, письменно, рисунком и другими средствами выражения.
2. Никто не может быть наказан за свои мнения, за исключением случая, когда он преступил пределы, установленные законом.
Статья 15.
1. Печать и книгопечатание свободны в рамках закона. Запрещается закрывать органы печати или аннулировать выданное им разрешение на публикацию, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. В случае объявления военного или чрезвычайного положения закон может установить цензуру на газеты, публикации, книги, радиопередачи, ограничив ее вопросами, затрагивающими общественную безопасность и задачи национальной обороны.
3. Законом регулируется порядок контролирования финансовых средств газет.
Статья 16.
Сирийцы имеют право собираться, устраивать демонстрации мирные и без оружия, собрания и демонстрации при условии соблюдения требований закона.
Статья 17.
1. Сирийцы имеют право образовывать ассоциации и быть их членами с условием, что задачи их не противоречат закону.
2. Законом устанавливаются правила информирования административных властей об образовании ассоциаций и правила контролирования их финансовых средств.
Статья 18.
1. Сирийцы имеют право создавать политические партии при условии, что их цели являются законными, методы – мирными и что они имеют демократическое устройство.
2. Закон устанавливает правила информирования административных властей о создании таких партий и правила контроля за их финансовыми средствами.
Статья 19.
1. Высылка сирийцев с их национальных территорий не допускается.
2. Каждый сириец имеет право пребывать на сирийской территории и передвигаться в ее пределах, за исключением случаев, когда ему это запрещено судебным приговором или во исполнение санитарных законов, или законов об общественной безопасности.
Статья 20.
1. Не подлежат выдаче ищущие убежища по мотивам их политических убеждений или их деятельности в защиту свободы.
2. Международные соглашения и законы регулируют порядок выдачи уголовных преступников.
Статья 21.
Собственность может быть публичной и частной.
1. Государство, юридические лица и отдельные лица могут быть собственниками имущества в пределах, устанавливаемых законом.
2. Закон регулирует собственность иностранцев, ее пределы и условия.
3. Частная собственность гарантируется. Закон устанавливает способы владения и распоряжения ею, для того чтобы она выполняла свою социальную функцию.
4. Каждое лицо имеет право на защиту его материальных и моральных интересов, вытекающих из его хозяйственной, научной и литературной деятельности.
5. Никому не разрешается использовать частную собственность в ущерб общественным интересам.
6. Допускается отчуждение по мотивам общественной пользы; оно осуществляется на основе закона, который гарантирует предоставление справедливого возмещения.
7. Рудники, твердые, жидкие, радиоактивные и им подобные минералы, богатства недр, минеральные воды, водопады, общественные леса, общественные дороги и все естественные источники богатства являются собственностью государства.
8. Закон устанавливает условия выдачи разрешений на разведку минералов и подобных веществ.
9. Право эксплуатации минералов и подобных веществ предоставляется по закону, причем отдается преимущество соображениям обороны страны и гарантии ее независимости.
Статья 22.
1. В целях обеспечения наиболее эффектной эксплуатации национальной территории и установления справедливых социальных отношений между гражданами будут изданы специальные законоположения, основанные на следующих принципах:
а) обязанность использования земли; в случае неиспользования земли в течение установленного законом срока право распоряжения землей утрачивается;
б) установление законом – при условии, что он не будет иметь обратной силы, – максимального размера земли, которая может находиться во владении, пользовании или распоряжений, – в зависимости от районов;
в) улучшение производства;
г) поощрение мелкой и средней собственности;
д) распределение государством по низкой цене и в рассрочку земельных участков среди лиц, не располагающих [участком], достаточным для их существования.
2. Государство поощряет создание кооперативов и контролирует их.
3. Государство организует строительство образцовых селений и здоровых жилищ для крестьян.
4. Подлежит изданию закон, устанавливающий защиту крестьянства и повышение его жизненного уровня.
Статья 23.
1. Запрещается полная конфискация имущества.
2. Частичная конфискация может быть проведена не иначе, как на основании судебного постановления.
3. Частичная конфискация допускается по закону для военных нужд или в случае общественных бедствий.
Статья 24.
Государство может национализировать посредством закона любое учреждение или проект, связанные с интересами общества, за справедливое возмещение.
Статья 25.
Налоги раскладываются по справедливой прогрессивной системе, обеспечивающей соблюдение принципа равенства и социальной справедливости.
Статья 26.
1. Труд является правом всех граждан и долгом чести; он является самым важным из основных элементов общественной жизни. Государство должно обеспечить его всем гражданам, гарантировать его путем руководства и развития национальной экономики.
2. Государство охраняет труд и разрабатывает в этих целях законодательство, основывающееся на следующих принципах:
а) предоставление трудящемуся платы в соответствии с качеством и количеством его труда;
б) ограничение часов работы за неделю и предоставление трудящимся оплачиваемых еженедельных и ежегодных дней отдыха;
в) установление особого вознаграждения для многосемейных трудящихся, а также в случаях увольнения, болезни, инвалидности и увечий на производстве;
г) установление особых условий работы для женщин и подростков;
д) подчинение предприятий санитарным правилам.
3. Государство гарантирует рабочим здоровые жилища; средства для этого устанавливаются законом.
4. Свободное образование профессиональных союзов в рамках закона. Профсоюзы являются юридическими лицами.
Статья 27.
1. Каждый гражданин, а также его семья имеют право быть обеспеченными государством на случай чрезвычайных обстоятельств, болезни, инвалидности, сиротства, престарелого возраста, вынужденной безработицы.
В этих целях устанавливается положение о социальном обеспечении, финансовые средства которого будут составляться из поступлений от государства, учреждений и от частных лиц.
2. Государство охраняет здоровье граждан и открывает для них больницы, санатории, родильные дома, облегчает средства лечения, восстановления здоровья и заботится о беременных, кормящих матерях и детях.
Статья 28.
1. Каждый гражданин имеет право на воспитание и образование. Начальное обучение обязательно и бесплатно в государственных школах и ведется по единой программе. Частные начальные школы обязаны следовать установленной государством программе; в них могут преподаваться дополнительные дисциплины, допущенные по закону.
Среднее и профессиональное образование бесплатно в государственных школах.
Законом определяются дисциплины, которые частные средние школы обязаны преподавать в соответствии с государственными программами.
Преподавание религии обязательно в начальных и средних школах для каждой религии в соответствии с ее вероучением.
Государство должно в своих бюджетах отдавать предпочтение расходам на распространение начального, сельского и специального обучения, для того чтобы сделать его доступным для всех и тем самым осуществить равенство всех сирийцев, построить национальное возрождение на здоровой основе и облегчить использование земель родины.
Государство принимает меры для облегчения доступа к высшему образованию; высшие учебные заведения будут пользоваться финансовой и административной независимостью.
2. Обучение должно иметь своей задачей образование сильного телом и духом поколения, верующего в Бога, обладающего высокой нравственностью и добродетелью, гордого арабским наследием, вооруженного знаниями, сознающего свои обязанности и права, работающего на общее благо, преисполненного духа солидарности и братства всех граждан.
Всякое обучение, противоречащее задачам, изложенным в этом пункте, запрещается.
3. Необходимо заботиться о развитии личности и основных свобод.
4. Государство осуществляет наблюдение за всеми учебными учреждениями страны; закон регулирует порядок этого наблюдения.
5. Право выдавать школьные аттестаты и соответствующие им документы принадлежит только государству.
6. Государство развивает спортивное, бойскаутское и молодежное движение в школах, в обществах и клубах и направляет свои усилия на их защиту, усиление и распространение.
7. В целях осуществления задач воспитания и образования и проведения устойчивой политики в области образования в государстве должен быть учрежден Совет по делам образования. Закон установит число его членов, их квалификацию и порядок назначения.
В функции указанного Совета входит предложение планов и учебных программ с тем, чтобы преподавание на его различных ступенях и видах соответствовало поставленным перед ним задачам.
Совет по делам образования представляет свои доклады правительству.
8. Государство охраняет науку и искусство, заботится об их развитии и распространении и поощряет научные исследования.
9. Государство охраняет археологические памятники, исторические места, предметы, имеющие художественную, историческую и культурную ценность.
Статья 29.
Запрещается налагать на кого-либо обязательные трудовые повинности иначе, как по закону и лишь в следующих случаях:
1) для выполнения мероприятий, связанных с вопросами культуры, благоустройства и санитарии;
2) для борьбы с общественными бедствиями;
3) при объявлении состояния войны и чрезвычайного положения.
Статья 30.
1. Защита родины и Конституции – священный долг всех граждан.
2. Военная служба обязательна и регулируется особым законом.
3. Армия – защитник родины; ее задача ограничивается обороной границ и безопасности родины.
4. Учреждается Совет Национальной обороны, полномочия и число членов которого устанавливаются законом.
Статья 31.
1. Положения о сирийском гражданстве устанавливаются законом; для эмигрантов-сирийцев, их потомства и лиц, происходящих из арабских стран, устанавливаются особые льготы.
2. Закон определяет юридическое положение иностранцев, соблюдая при этом международные обычаи и соглашения.
Статья 32.
1. Семья является основным элементом общества; она находится под покровительством государства.
2. Государство поощряет и охраняет брак и устраняет материальные и общественные причины, препятствующие ему.
Статья 33.
1. Каждый сириец имеет право занимать общественные должности на условиях, устанавливаемых законом.
2. Назначение на постоянные или временные общественные должности государства или связанных с ним административных органов и городских управлений производится посредством публичных конкурсов; исключение делается только для случаев, предусмотренных законом.
Статья 34.
Мусульманские вакфы – собственность мусульман; они являются публичным учреждением государства, пользуются финансовой и административной независимостью; их статус регулируется законом.
ГЛАВА III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 35.
Законодательная власть осуществляется палатой депутатов, избираемой на основе всеобщего, тайного, прямого и равного голосования в соответствии с избирательным законом.
Статья 36.
Палата депутатов избирается на четыре полных года, считая со дня опубликования об окончательных результатах выборов. Продление полномочий палаты допускается лишь при состоянии войны и только на основании закона.
Статья 37.
Депутат представляет весь народ; запрещается ограничивать его мандат какими-либо условиями или обязательствами. Депутат должен выполнять свои обязанности, руководствуясь своей честью и совестью.
Статья 38.
Избирателями и избирательницами являются сирийцы и сирийки, достигшие полного восемнадцатилетнего возраста, внесенные в реестры гражданского состояния и удовлетворяющие всем прочим требованиям, предусмотренным избирательным законом.
Статья 39.
Каждый сириец может выставить свою кандидатуру в палату, если он обладает квалификацией избирателя, если он получил образование, достиг 30 лет и удовлетворяет прочим требованиям, предусмотренным избирательным законом.
Статья 40.
Избирательный закон должен содержать постановления, которые гарантируют:
1) правильность выборов;
2) право кандидатов наблюдать за ходом выборов;
3) наказание тех, кто попытается оказать давление на волю избирателей.
Статья 41.
1. Общие выборы должны быть произведены в течение 60 дней, предшествующих окончанию полномочий палаты. Если выборы не были завершены к моменту окончания полномочий или были задержаны по какой-либо причине, то палата выполняет свои функции до окончания выборов новой палаты; во всех случаях полномочия прежней палаты продолжаются вплоть до объявления окончательных результатов общих выборов.
2. В случае роспуска палаты депутатов общие выборы должны быть проведены в течение 60 дней со дня объявления декрета о роспуске. Если это не осуществлено, то распущенной палате полностью возвращаются ее конституционные полномочия и она немедленно собирается, как если бы она не была распущена.
3. Если общие выборы не были проведены в установленное время, то палата выясняет причины этого и устанавливает ответственных за это.
Статья 42.
1. Палата депутатов созывается декретом в течение 20 дней, считая со следующего после начала выборов дня, и собирается автоматически на двадцать первый день, если не последовало декрета о созыве.
2. На своем первом заседании палата выбирает своего председателя и членов своего бюро.
Статья 43.
1. Предполагается, что палата находится постоянно в сессии.
2. Обязательные сессии палаты устанавливаются с начала октября до конца декабря и с начала марта до половины мая.
3. Председатель палаты устанавливает сроки ее заседаний вне этих двух периодов решением бюро или на основании требования не менее чем одной четвертой части членов палаты либо правительства.
Статья 44.
Депутаты не ответственны ни в уголовном ни в гражданском порядке за сообщение тех или иных фактов, или за выраженные мнения, или голосование, в открытых или закрытых заседаниях или в комиссиях.
Статья 45.
Депутаты пользуются иммунитетом в течение периода сессии палаты. Запрещается подвергать их уголовному преследованию и приводить в исполнение вынесенные против них уголовные приговоры без предварительного разрешения палаты; запрещается арестовывать их, если они не застигнуты на месте преступления, в этом случае должна быть немедленно информирована палата.
Статья 46.
Перед тем как приступить к исполнению своих функций, каждый депутат публично приносит перед палатой следующую присягу:
«Клянусь Всемогущим Богом, что буду верен Конституции страны, буду защищать ее и буду защищать независимость родины, свободу, интересы, имущество и достоинство народа, буду уважать законы страны, буду выполнять задачи депутата честно, искренне, преданно и буду работать для осуществления единства арабских стран».
Статья 47.
Возмещение и жалованье депутатов устанавливаются законом.
Статья 48.
1. Депутату запрещается извлекать выгоду из своего мандата путем какой-либо деятельности.
2. Закон устанавливает виды деятельности, несовместимые с депутатским мандатом.
Статья 49.
Если по какой-либо причине депутатское место оказывается вакантным в течение двух месяцев с открытия вакансии, выбирается другой депутат при условии, что остающийся срок полномочий палаты не менее шести месяцев; действие мандата нового депутата прекращается с окончанием полномочий палаты.
Статья 50.
Палата депутатов абсолютным большинством голосов своих членов может выносить решение о предоставлении общей амнистии за преступления, совершенные ранее предложения об амнистии.
Статья 51.
Договоры, которые затрагивают безопасность и финансы государства, торговые договоры и любые другие договоры, заключаемые на срок более одного года, входят в силу только после их утверждения палатой депутатов.
Статья 52.
Палата депутатов может в любое время образовать комиссии расследования или поручить одному или более членам палаты проводить расследование по любому вопросу; министры и все должностные лица государства обязаны давать свидетельские показания, представляя требуемые от них документы и объяснения.
Статья 53.
1. Первое заседание палаты в октябре каждого года проводится под председательством старевшего по возрасту члена палаты, при двух самых молодых депутатах, исполняющих обязанности секретарей; затем в соответствии с внутренним регламентом производятся выборы председателя и членов бюро палаты.
2. Председатель палаты выбирается абсолютным большинством голосов всего числа депутатов; если не собрано абсолютное большинство, то председатель выбирается относительным большинством при втором туре голосования.
Статья 54.
1. Председатель обеспечивает порядок внутри палаты.
2. Палата имеет специальную военную охрану, которая находится в распоряжении председателя палаты; любой другой вооруженной силе запрещен вход в здание палаты или нахождение вблизи от нее иначе, как по требованию председателя.
Статья 55.
1. Заседания палаты публичны.
2. Палата, по требованию Правительства или не менее десяти депутатов, имеет право проводить закрытые заседания для рассмотрения определенных вопросов.
Статья 56.
1. Заседания палаты могут проводиться только при наличии абсолютного большинства депутатов.
2. Регламент устанавливает ответственность всякого депутата, который отсутствует на заседании без уважительной причины.
Статья 57.
1. Голосование в палате производится в соответствии с регламентом.
2. Голосуют только присутствующие на заседании депутаты.
3. Выборы производятся тайным голосованием.
4. Палата принимает свои решения большинством присутствующих членов, за исключением случаев, когда Конституцией или регламентом установлено иное. При равном числе голосов за и против обсуждаемое предложение считается отвергнутым.
Статья 58.
1. Президент республики с согласия Совета министров и любой депутат имеют право вносить законопроекты.
2. Финансовые законы, содержащие предложение об отмене или снижении налогов, или об освобождении от части их, или об ассигновании из государственного бюджета на какой-либо проект, или постановление о выпуске займа, или о гарантии займа, или об оплате его не могут вноситься иначе, как Президентом республики, с согласия Совета министров или не менее чем двадцатью депутатами.
Статья 59.
Палата депутатов не может отказываться от своей законодательной власти.
Статья 60.
В случае если палата отвергнет какой-либо законопроект, он может быть внесен в нее вновь не ранее, как по прошествии шести месяцев.
Статья 61.
1. Если палата утвердит закон, то Президент республики обязан обнародовать его в течение 15 дней со дня утверждения.
2. Если палата абсолютным большинством своих членов признает срочный характер закона, он должен быть обнародован в срок, им установленный; если Президент республики не обнародует закон в указанный срок, то его немедленно обнародует председатель палаты депутатов.
Статья 62.
1. Если Президент республики считает необходимым пересмотр законов не срочного характера, он возвращает их в палату в течение срока, установленного для их обнародования, путем мотивированного декрета, принятого Советом министров.
2. Если палата абсолютным большинством голосов своих членов подтверждает свое голосование по данному закону, он должен быть немедленно обнародован.
Статья 63.
1. Если одна четвертая часть членов палаты возражает против какого-либо законопроекта как неконституционного до его обнародования или если Президент республики передает такой законопроект как неконституционный в Верховный суд, опубликование его откладывается впредь до вынесения Верховным судом в течение 10 дней своего решения. Если законопроект имеет срочный характер, Верховный суд должен вынести решение в течение трех дней.
2. Если Верховный суд признает, что закон противоречит Конституции, он возвращает закон в палату для исправления неконституционных положений.
3. Если Верховный суд не выносит решение в течение установленного настоящей статьей срока, Президент республики обязан обнародовать закон.
Статья 64.
1. На заседаниях палаты правительство должно быть представлено председателем Совета или кем-либо из его членов.
2. Председатель Совета министров и министры могут присутствовать и выступать на заседаниях палаты, а также во время дискуссии и прибегать к помощи должностных лиц по своему желанию, испрашивая у них сведения.
3. Министр, присутствие которого будет потребовано председателем палаты, должен быть на заседании.
Статья 65.
Любой депутат может обращаться с вопросами и вносить интерпелляции правительству. Правительство должно представить ответ в течение срока, установленного регламентом.
Статья 66.
1. Регламент устанавливает порядок ведения прений, обсуждения запросов, интерпелляций, голосования, компетенцию бюро и комиссий и другие виды работы палаты.
2. Регламент имеет силу закона; он может быть изменен только в соответствии с установленными в нем положениями.
Статья 67.
1. Палата не приступает к обсуждению резолюции недоверия Правительству или какому-либо из его членов, если она внесена менее чем 15 депутатами, и обсуждает ее только по прошествии двух дней с момента внесения.
2. Если палата абсолютным большинством всех своих членов выражает недоверие Правительству, то оно должно в полном составе выйти в отставку.
3. Министр, получивший вотум недоверия, обязан выйти в отставку.
Статья 68.
Палата избирает комиссию для рассмотрения жалоб, представляемых одним гражданином или группой граждан. Комиссия должна разобрать каждую жалобу и о результатах расследования сообщить подателю ее.
ГЛАВА IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 69.
Президент республики и Совет министров осуществляют исполнительную власть от имени народа в границах, установленных Конституцией.
1. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
Статья 70.
Президент республики является главой государства.
Закон устанавливает привилегии и почести, присвоенные его посту.
Статья 71.
1. Президент республики выбирается палатой депутатов тайным голосованием. Он должен получить в первом туре голосования большинство в две трети голосов всего числа депутатов.
2. Если никем не собрано большинство двух третей голосов, то выборы повторяются и в этом случае достаточно абсолютного большинства.
3. Если никем не собрано и это большинство, то голосование повторяется в третий раз и в этом случае достаточно относительного большинства.
Статья 72.
Кандидат на пост Президента республики должен отвечать следующим условиям:
1) быть сирийским гражданином в течение не менее 10 лет;
2) обладать квалификацией кандидата по выборам в палату;
3) иметь не менее полных 40 лет.
Статья 73.
1. Срок полномочий Президента республики устанавливается в пять полных лет, считая со дня избрания. Он может быть переизбран на этот пост только по прошествии полных пяти лет после окончания срока его президентства.
2. Если полномочия палаты оканчиваются в том же месяце, в котором заканчиваются полномочия Президента, то он остается на своем посту впредь до завершения выборов и созыва новой палаты; однако этот срок не должен превышать трех месяцев.
Статья 74.
Запрещается совмещение функций Президента республики с функциями депутата.
Статья 75.
Перед занятием своего поста Президент республики приносит перед палатой депутатов следующую присягу:
«Клянусь Всевышним и Всемогущим Богом уважать Конституцию и законы страны, быть хранителем свобод, интересов, имущества народа, быть верным республиканскому режиму, прилагать мои усилия и всю мою силу для охраны независимости родины и защиты целостности ее территории и работать над осуществлением единства арабских стран».
Статья 76.
Палата депутатов выбирает нового Президента республики не ранее чем за один месяц и не позднее чем за 15 дней до срока прекращения полномочий занимающего пост Президента.
Статья 77.
1. Правительство обязано осведомлять Президента республики о ходе международных переговоров.
2. Президент республики подписывает и ратифицирует договоры после их одобрения палатой депутатов.
3. Президент республики аккредитует глав дипломатических представительств при иностранных правительствах и принимает глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных при нем.
Статья 78.
Президент республики может предложить Совету министров провести заседание под его председательством и распорядиться, чтобы был составлен и сохранен протокол заседания.
Статья 79.
Любой декрет, документ или послание, касающиеся дел государства, издаваемые Президентом республики, должны быть контрассигнованы председателем Совета министров и соответствующим министром, за исключением декретов о назначении председателя Совета министров или о принятии его отставки.
Статья 80.
Президент республики подписывает декреты о назначении судей и должностных лиц, для которых законом устанавливается порядок назначения посредством декретов; кроме того, он подписывает декреты-регламенты и другие декреты, которые представляются ему в соответствии с постановлениями законов.
Статья 81.
1. Если Президент республики не подпишет декреты в течение 10 дней с момента их представления ему и не передаст их в течение этого срока Верховному суду, как противоречащие Конституции или законам, то они опубликовываются председателем Совета министров и считаются вступившими в силу.
2. Если Верховный суд не вынесет решения в отношении переданных ему декретов в течение 10 дней с момента поступления, то председатель Совета министров опубликовывает их и они считаются вступившими в силу.
3. Исключениями из указанных выше правил является декрет о роспуске палаты депутатов, который Президент республики имеет право отвергнуть без сообщения мотивировки, и декреты, утверждающие приговоры к смертной казни.
Статья 82.
Президент республики имеет право объявлять войну и заключать мир на основании решения Совета министров после консультации с Советом Национальной обороны и с одобрения палаты депутатов.
Статья 83.
Президент Республики является Верховным главнокомандующим армией и председателем Совета Национальной обороны.
Статья 84.
Президент республики сносится с палатой депутатов посредством посланий, адресуемых председателю палаты.
Статья 85.
1. Президент республики может распустить палату депутатов посредством мотивированного декрета; решение о роспуске должно быть принято Советом министров.
2. Палата депутатов не может быть распущена ранее восемнадцати месяцев после своего избрания.
3. В случае роспуска палаты Правительство выходит в отставку и Президент республики назначает Правительство, сформированное из лиц, не входивших в состав прежнего правительства, и поручает ему наблюдение за выборами.
Статья 86.
1. Президент республики привлекается к ответственности за нарушение Конституции и государственную измену.
2. Он ответственен также за обыкновенные правонарушения.
3. Президент республики подсуден только Верховному суду.
4. Вопрос о предании Президента республики Верховному суду разрешается принимать к рассмотрению только в том случае, если одна четвертая часть членов палаты депутатов представит письменное мотивированное требование об этом в президиум палаты. Это требование до его рассмотрения должно быть передано двум комиссиям – конституционной и судебной, заседающим совместно. Комиссии представляют свой доклад в течение трех дней с момента передачи им требования. Для обсуждения требования о предании Президента Суду созывается специальное заседание. На этом заседании не подлежит обсуждению какой-либо другой вопрос. Президент республики в любом случае может быть предан Верховному суду лишь с одобрения этого акта абсолютным большинством голосов всех депутатов.
5. Если Президент республики предан Верховному суду, пост Президента считается вакантным впредь до вынесения судом приговора.
6. Законом конституционного характера регулируется порядок возбуждения обвинения и судопроизводства в Верховном суде.
Статья 87.
Президенту республики принадлежит прерогатива помилования.
Статья 88.
1. Председатель палаты осуществляет полномочия Президента республики, если последний не может их выполнять, при условии, что в течение этого времени председательствование в палате переходит к вице-председателю.
2. Если обстоятельства, препятствующие Президенту выполнять свои обязанности, приобрели постоянный характер, а также в случае его смерти или отставки, палата депутатов в течение десяти дней после открытия вакансии Президента республики собирается по предложению председателя палаты для избрания нового Президента республики. Если палата не будет созвана в указанный срок, то она собирается собственным усмотрением на одиннадцатый день.
3. Если палата депутатов распущена или если до конца срока ее полномочий остается менее двух месяцев, то председатель палаты продолжает выполнение указанных выше полномочий впредь до созыва новой палаты.
Статья 89.
Вознаграждение Президента республики устанавливается законом.
2. ПРАВИТЕЛЬСТВО
Статья 90.
В начале каждого срока полномочий палаты или после избрания нового Президента республики, или после вынесения вотума недоверия правительству, или после его ухода в отставку, или открытия вакансии поста председателя Совета министров по какой бы то ни было причине Президент республики назначает председателя Совета министров и по его представлению назначает министров.
Статья 91.
1. Правительство представляет свою программу палате депутатов, которая проводит голосование по вопросу о доверии.
2. Вотум доверия считается вынесенным, если за него голосовало большинство присутствующих депутатов.
Статья 92.
1. Совет министров направляет политику государства.
2. Совет министров собирается под председательством своего председателя для рассмотрения следующих вопросов:
а) законопроектов;
б) декретов-регламентов;
в) государственного бюджета и отдельных бюджетов;
г) внешней и внутренней политики;
д) вопросов, которые председатель Совета министров или один из министров с согласия председателя представляет на рассмотрение Совета министров;
е) всех других вопросов, предусмотренных законом.
3. Решения Совета министров принимаются большинством голосов; министр, возражавший против такого решения, считается согласным с ним, если он не выходит в отставку.
Статья 93.
Закон устанавливает организацию аппарата председателя Совета министров и Совета министров и устанавливает обязанности каждого министра.
Статья 94.
1. Председатель Совета министров проводит заседания под своим председательством. Он координирует работу различных министерств.
2. Только председатель Совета министров имеет право ставить в палате депутатов вопрос о доверии правительству.
3. Он имеет право передоверять некоторые свои полномочия одному из министров.
Статья 95.
Президент республики с одобрения Совета министров опубликовывает декреты, содержащие инструкции, необходимые для выполнения законов; такие декреты не должны приостанавливать действия законов или освобождать от их выполнения или изменения их постановлений.
Статья 96.
В случае отставки правительства или принятия вотума недоверия министры продолжают нести свои обязанности впредь до сформирования нового правительства.
Статья 97.
Министры, пока они занимают эту должность, не могут ни прямо, ни косвенно приобретать или арендовать государственное имущество даже на публичных аукционах, не могут участвовать в торгах или подрядах, заключенных с публичной администрацией или учреждением, зависящими от государственной администрации или подчиненными ее контролю; им также запрещается быть членами административных советов какой-либо акционерной компании или ее представителями, или участниками коммерческих предприятий.
Статья 98.
Правительство несет коллективную ответственность перед палатой депутатов за общее направление политики; каждый министр индивидуально отвечает за работу своего министерства.
Статья 99.
Закон определяет гражданскую, финансовую и уголовную ответственность министров.
Статья 100.
Министр, которому предъявлено обвинение, отстраняется от исполнения своих обязанностей впредь до вынесения Верховным судом приговора по предъявленному министру обвинению; его отставка не является препятствием для суда над ним.
Статья 101.
Допускается совмещение должностей министра и депутата.
Статья 102.
Жалование председателя Совета министров и министров устанавливается законом.
Статья 103.
1. Учреждается инспекторское бюро при аппарате председателя Совета министров.
2. Указанное бюро представляет в президиум палаты депутатов копии докладов своих инспекторов, их заключения и свои замечания.
3. Штаты бюро, его обязанности и особые положения (иммунитет) его членов устанавливаются законом.
ГЛАВА V. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 104.
Суды являются независимой властью.
Статья 105.
1. Судьи независимы; они подчинены в отправлении правосудия только закону.
2. Честь судей, их совесть и честность являются гарантией прав и свобод народа.
Статья 106.
Судья перед занятием своего поста приносит присягу в том, что будет судить по справедливости и соблюдать закон.
Статья 107.
Приговоры и решения выносятся именем сирийского народа и должны быть мотивированы.
Статья 108.
Правосудие в государстве осуществляют:
1) Верховный суд;
2) Кассационный суд;
3) все прочие суды.
Статья 109.
Судьи назначаются решением Высшего совета магистратуры и на основании декрета в соответствии с предписаниями закона.
Статья 110.
Повышения, перемещения, дисциплинарные меры и отстранения судей осуществляются решением Высшего совета магистратуры в соответствии с предписаниями закона.
Статья 111.
Генеральная прокуратура является единым судебным учреждением, возглавляемым министром юстиции.
Статья 112.
Прокуратура охраняет правосудие, наблюдает за применением законов, преследует тех, кто их нарушает, и приводит в исполнение уголовные судебные приговоры.
Статья 113.
Порядок назначения, повышения, перемещения, принятия дисциплинарных мер и отстранения членов прокуратуры устанавливается законом.
Статья 114.
Штаты гражданских и военных судов, ранги и жалованье судей устанавливаются законом.
Статья 115.
Штаты вспомогательного персонала органов правосудия устанавливаются законом; назначение, повышение, отстранение служащих относится к компетенции министерства юстиции.
1. ВЕРХОВНЫЙ СУД
Статья 116.
1. Верховный суд состоит из семи членов, выбираемых палатой депутатов по списку, включающему 14 человек. Президент республики составляет указанный список из лиц, обладающих достаточной квалификацией для занятия такого поста, при условии, что они имеют диплом о высшем образовании и достигли возраста полных 40 лет.
2. Выборы производятся на специальном заседании палаты депутатов путем подачи бюллетеней, включающих по семь фамилий каждый, и проводятся не позднее десяти дней со дня поступления списка в палату депутатов.
3. Выбранным считается получивший абсолютное большинство голосов всего числа депутатов.
4. Если никто не собрал такого большинства, то голосование повторяется и в этом случае достаточно большинства всех присутствующих.
5. Если никто не собрал и такого большинства, то голосование производится в третий раз, причем достаточно относительного большинства присутствующих.
Статья 117.
Закон устанавливает виды деятельности, несовместимые с должностью члена Верховного суда.
Статья 118.
1. Член Верховного суда выбирается на пятилетний срок и может быть переизбран.
2. Член Верховного суда может быть отстранен от исполнения своих обязанностей только по решению не менее четырех его членов.
Статья 119.
Верховный суд избирает из числа своих членов абсолютным большинством голосов председателя на пятилетний срок.
Статья 120.
1. Если пост одного из членов Верховного суда по какой-либо причине становится вакантным, палата депутатов избирает на этот пост лицо по списку, содержащему три фамилии на каждый вакантный пост; список составляется Президентом республики.
Составление списка и выборы производятся в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 116.
Статья 121.
Председатель и члены Верховного суда приносят перед палатой депутатов на специальном заседании в присутствии Президента республики следующую присягу:
«Клянусь Всемогущим Богом соблюдать Конституцию и законы страны и выполнять мой долг честно и беспристрастно».
Статья 122.
1. Верховный суд рассматривает и выносит окончательные решения по следующим вопросам:
а) о конституционности законов, переданных ему в соответствии со статьей 63;
б) о конституционности и законности проектов декретов, переданных ему Президентом республики;
в) по судебному разбирательству дел Президента республики и министров;
г) по опротестованию выборов;
д) по требованиям об аннулировании административных актов и решений, декретов, противоречащих Конституции, законам и декретам-регламентам, если по поводу них поданы жалобы пострадавшими лицами.
2. Закон устанавливает порядок разбирательства и вынесения решений по вопросам, указанным в пункте 1.
2. ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ
Статья 123.
Высший совет магистратуры состоит из семи членов:
а) председателя Верховного суда в качестве председателя Совета;
б) двух членов Верховного суда;
в) четырех судей высшего ранга из состава Кассационного суда.
Статья 124.
1. Председатель Высшего совета магистратуры вносит в Совет предложение о назначении, повышении, перемещении, дисциплинарных мерах взыскания и отстранении от должности судей в соответствии с предписаниями закона; Совет принимает решения по этим вопросам абсолютным большинством голосов своих членов.
2. Президент подготовляет проекты декретов на основе решений Высшего совета магистратуры, подписывает их и передает министру юстиции в соответствии с постановлениями статьи 80.
Статья 125.
Высший совет магистратуры предлагает проекты законов, касающихся иммунитета судей и порядка их назначения, повышения, перемещения, отстранения и принятия дисциплинарных мер против них.
ГЛАВА VI. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Статья 126.
Территория республики делится на области – мухафизаты, число, деление и границы которых устанавливаются законом.
Статья 127.
Законы в своих постановлениях исходят из принципа расширения полномочий лиц, возглавляющих административные единицы, и лиц, возглавляющих административные службы в центре и в области.
Статья 128.
1. В каждой области образуется совет, три четверти членов которого избираются, а одна четвертая часть назначается.
2. Закон устанавливает срок деятельности советов, число их членов, порядок избрания и условия назначения.
3. Совет выбирает председателя и исполнительное бюро; закон устанавливает срок их полномочий, права и порядок деятельности.
Статья 129.
Главной задачей областных советов является содействие проведению следующих мероприятий:
1. Борьба с заболеваниями путем расширения бесплатной медицинской помощи и охраны материнства и младенчества.
2. Борьба с невежеством путем организации детских садов, подготовительных, начальных и профессиональных школ, обучения неграмотных и содействия распространению образования.
3. Обеспечение в достаточном количестве питьевой водой сел и городов, строительство местной сети дорог и расширение электрической сети.
4. Установление границ муниципальных (городских) районов в областях.
5. Учреждение и организация выставок.
6. Развитие туризма, дачных поселков и наблюдение за гостиницами.
7. Организация местной связи.
8. Использование минеральных вод.
9. Лесонасаждение и посадка деревьев.
10. Покровительство благотворительной деятельности и участие в ней.
11. Регулирование и эксплуатация морской и речной рыбной ловли и охоты.
Статья 130.
1. Особые доходы областей, предназначенные для осуществления проводимых в них мероприятий, составляются:
а) из установленного законом процента, отчисляемого от общих налогов, взимаемых в области, или надбавки к ним;
б) из местных сборов, устанавливаемых областным советом в рамках закона:
При условии, что эти сборы не должны препятствовать передвижениям лиц и перемещениям капиталов из одной области в другую и не должны ограничивать право граждан на занятие своей профессией и своей деятельностью на всей территории страны.
2. Закон регулирует правила особой отчетности областных советов.
Статья 131.
Областной совет распределяет расходы по делам, входящим в его компетенцию.
ГЛАВА VII. ФИНАНСЫ
Статья 132.
Закон устанавливает правила обсуждения финансовых вопросов в областных советах, вынесения решений, способов их исполнения и наблюдения над их деятельностью.
Статья 133.
1. Правительство подготовляет государственный бюджет.
2. Право утверждения бюджета принадлежит только палате депутатов.
Статья 134.
1. На каждый финансовый год составляется единый государственный бюджет, который включает обыкновенные доходы и расходы. Независимые или дополнительные бюджеты могут быть установлены только законом.
2. В случае необходимости правительство имеет право составлять проект чрезвычайного бюджета на период свыше одного года, в который включаются чрезвычайные доходы и расходы; этот бюджет вступает в силу только после утверждения его палатой депутатов.
Статья 135.
Закон устанавливает порядок составления, утверждения и исполнения местных бюджетов и закрытия их счетов.
Статья 136.
1. Начало финансового года устанавливается законом.
2. Правительство вносит в палату депутатов проект государственного бюджета на каждый финансовый год, не позднее чем за три месяца до его начала.
Статья 137.
Депутаты голосуют обыкновенный и чрезвычайный бюджеты постатейно.
Статья 138.
1. Закон о бюджете может содержать только чисто финансовые постановления.
2. Не могут устанавливаться налоги и общественные службы, которые требуют новых расходов по закону о бюджете.
3. Постановления закона о бюджете подлежат применению в течение только того года, на который они были утверждены.
Статья 139.
1. При обсуждении бюджета палата депутатов не имеет права увеличивать предположенную общую сумму доходов и расходов.
2. Бюджетная комиссия может изменять проект бюджета только при условии соблюдения пункта 1 настоящей статьи.
3. Депутаты не могут предлагать увеличение расходов или введение нового расхода, после того как бюджетная комиссия закончит составление своего доклада по проекту бюджета.
4. После утверждения бюджета палата депутатов может утверждать законы, предлагающие введение новых расходов и соответствующих источников доходов.
Статья 140.
Если палата депутатов не смогла утвердить проект бюджета до начала финансового года, на который он составлялся, декретом, принятым Советом министров, открываются временные ежемесячные кредиты на основе одной двенадцатой части кредитов предшествующего года; поступления вносятся в соответствии с законами, действовавшими в конце предыдущего финансового года.
Статья 141.
1. Правительство не может допустить превышение максимального предела расходов, предусмотренных для каждого государственного учреждения. Закон о бюджете не может содержать оговорки, которая давала бы правительству право превышать этот предел.
2. Новые или дополнительные или переходящие кредиты могут открываться только на основании закона.
Статья 142.
Окончательный отчет о выполнении бюджета за финансовый год представляется в палату депутатов не позднее двух лет после окончания этого года. Закрытие счетов производится на основании закона.
Статья 143.
1. Взимание налогов осуществляется для целей общественной пользы.
2. Налог устанавливается в денежном выражении; закон может устанавливать налог натурой лишь в исключительных случаях.
Статья 144.
1. Введение, изменение или отмена налога возможны лишь на основании закона.
2. Освобождение кого-либо от уплаты налога или части его допускается лишь в случаях, указанных в законе.
3. Никто не может быть вынуждаем к уплате налога иначе, как в порядке, предусмотренном законом.
Статья 145.
1. Не может выпускаться общий или особый заем иначе, как по закону, в котором указываются условия его, проценты и способы погашения.
2. Государство не может выпускать заем или гарантировать его иначе, как на основании закона.
3. Закон устанавливает правила о заключении контрактов или обязательств, с которыми сопряжены расходы из средств государственного казначейства.
Статья 146.
Монополии или концессии на разработку природных богатств страны или на эксплуатацию предприятий общественного обслуживания могут предоставляться не иначе, как по закону и на ограниченный срок.
Статья 147.
1. Счетная палата проверяет отчеты правительства от имени палаты депутатов и представляет ей общий доклад, который содержит ее мнения, замечания, указания на совершенные нарушения и на ответственность, проистекающую из них.
2. Палата депутатов выбирает членов Счетной палаты абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов; если такое большинство не достигнуто, голосование повторяется и в этом случае достаточно относительного большинства. Выборы производятся по списку, составляемому бюро палаты и содержащему двойное количество кандидатов против требуемого для избрания.
3. Счетная палата подчинена непосредственно палате депутатов.
4. Бюро палаты депутатов разрабатывает законопроект, устанавливающий штаты Счетной палаты, полномочия и особое положение ее членов, правила контролирования финансовой деятельности.
5. Бюджет Счетной палаты является частью бюджета палаты депутатов.
Статья 148.
Палата депутатов может поручить Счетной палате любое расследование или изучение вопросов, касающихся доходов или расходов, или выполнения бюджета.
Статья 149.
Правительство обязано представлять в палату депутатов сведения о состоянии государственных финансов, не реже чем один раз в год.
Статья 150.
Денежная система устанавливается законом.
ГЛАВА VIII. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 151.
Государство наблюдает за национальной экономикой и регулирует ее в целях обеспечения народу надлежащего уровня жизни путем использования земель, развития промышленности и торговли и предоставления работы всем гражданам.
Статья 152.
1. В государстве учреждается постоянный Экономический совет, на который будет возложена задача представления экономических планов и программ в целях увеличения возможностей страны в различных областях экономики.
2. Совет представляет свои доклады и результаты своей работы правительству и палате депутатов.
3. Законом устанавливается число членов Экономического совета и порядок их выдвижения таким образом, чтобы гарантировать осуществление тех задач, которые на него возложены.
Статья 153.
Для осуществления определенных проектов и управления ими могут быть образованы органы, которые пользуются финансовой и административной независимостью. Число их членов, правила контроля за их деятельностью устанавливаются законом.
Статья 154.
Денежные средства, израсходованные государством на проекты орошения и мелиорации земель, должны быть возмещены теми, кто извлекает из этого выгоду, в течение периода времени, соответствующего их финансовым возможностям и устанавливаемого законом.
ГЛАВА IX. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 155.
1. Президент республики с согласия Совета министров и депутаты имеют право предлагать изменение одной или нескольких статей Конституции с соблюдением следующих условий:
а) в предложении об изменениях должны указываться статьи, которые желательно изменить, и мотивы изменения;
б) если предложение представлено депутатами, то оно должно быть подписано не менее чем одной третьей частью их общего числа;
в) палата обсуждает предложение об изменении; за принятие изменений должно голосовать абсолютное большинство всех членов палаты; если изменение отвергнуто, то отказ в изменении считается окончательным и предложение об изменении тех же статей Конституции не может быть внесено ранее чем через год;
г) если абсолютное большинство всех членов палаты одобрит изменение, это рассматривается как рекомендация изменений;
д) по прошествии шести месяцев после утверждения рекомендации об изменении палата обсуждает статьи, предложенные к изменению; если две трети всех ее членов согласны на изменение, то оно включается в текст Конституции и вступает в силу.
2. Депутаты должны принести новую присягу верности измененной Конституции в течение двух недель по ее утверждении.
ГЛАВА X. ВРЕМЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 156.
Запрещается изменение настоящей Конституции ранее чем через два года со дня ее вступления в силу.
Статья 157.
В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящей Конституции должен быть обнародован закон об ответственности Президента республики и министров и о правилах возбуждения против них обвинения.
Статья 158.
1. Правительство примет необходимые меры к переводу бедуинов на оседлый образ жизни.
2. Будет издан специальный закон об охране традиций кочующих племен бедуинов; закон определит племена, которые подлежат действию его постановлений впредь до завершения перехода их к оседлому образу жизни.
3. Будет выработана программа, гарантирующая по этапам оседание бедуинов, она подлежит утверждению с соответствующими кредитами посредством закона.
4. Избирательный закон будет содержать специальные временные постановления о выборах для кочевников; в этих постановлениях будут учтены положение кочевников в отношении регистрации гражданского состояния и процедуры голосования.
Статья 159.
1. Начальное образование должно стать всеобщим во всех районах государства в течение максимального срока в 10 лет с момента вступления в силу постановлений настоящей Конституции.
2. В этих целях должна быть разработана подробная программа, которая подлежит утверждению с соответствующими кредитами на основании закона.
3. Все правительства, которые будут сменять друг друга у власти в течение указанных лет, обязаны осуществить программу, разработанную для достижения этой цели.
Статья 160.
1. Неграмотность должна быть ликвидирована в стране в течение максимального срока в десять лет с момента вступления в силу постановлений настоящей Конституции.
2. В этих целях должна быть разработана подробная программа, подлежащая утверждению, с соответствующими кредитами посредством закона.
3. Все правительства, которые будут сменять друг друга у власти в течение указанных лет, обязаны осуществить программу, разработанную для достижения этой цели.
Статья. 161.
В течение двух лет со дня вступления в силу настоящей Конституции должен быть учрежден реестр записей актов гражданского состояния и в него должны быть внесены все граждане.
Статья 162.
1. По утверждении настоящей Конституции палата депутатов немедленно выбирает специальную комиссию из числа своих членов для внесения с участием достаточного числа специалистов и экспертов законопроектов, необходимых для приведения в соответствие действующего законодательства с постановлениями настоящей Конституции.
2. Комиссия и палата депутатов обязаны выполнить эту задачу в течение двух лет с момента вступления в силу настоящей Конституции.
Статья 163.
Действующее законодательство, противоречащее постановлениям настоящей Конституции, остается временно в силе впредь до изменения в соответствии с постановлениями настоящей Конституции.
Статья 164.
1. Учредительный характер настоящего Собрания прекращается немедленно по утверждении Конституции; оно становится палатой депутатов и осуществляет функции, указанные в настоящей Конституции. Началом срока ее легислатуры считается 1 декабря 1949 г.
2. Бюро Учредительного собрания продолжает функционировать до тех пор, пока не будут иметь места выборы бюро, указанного в статье 53 Конституции.
Статья 165.
Для образования в первый раз состава Верховного суда Президент республики в течение четырех месяцев со дня своего избрания представит список лиц, предлагаемых им в качестве кандидатов в соответствии со статьей 116.
Статья 166.
Настоящая Конституция считается вступившей в силу с момента ее утверждения и опубликовывается председателем Учредительного собрания.
Дамаск, 23 Зу-ль-кажды 1309 (5 сентября 1950 г.) года