Основной закон Афганистана 1923
ОСНОВНОЙ ЗАКОН
ВЫСОКОГО ГОСУДАРСТВА АФГАНИСТАНА
(10 апреля 1923 г.)
Статья 1.
Высокое Государство Афганистан ведет свои внутренние и внешние дела вполне независимо, все районы и части страны, подчиняясь высокому эмирскому приказу и волеизъявлению, составляют одно целое; между отдельными частями страны не проводится различия ни в каком отношении.
Статья 2.
Религией Афганистана является священная мусульманская вера. Другие существующие в Афганистане вероисповедания, как индусское и иудейское, также охраняются, при условии, если они не нарушают общественного спокойствия и не противоречат нравственности.
Статья 3.
Столица государства Афганистана – город Кабул. Все население государства Афганистана равно в отношении своих прав перед государственной властью. Население города Кабула не имеет в отношении населения других городов и селений государства Афганистана никаких преимуществ.
Статья 4.
Вследствие чрезвычайных услуг, оказанных его августейшим величеством на пути прогресса, возвеличения и достижения независимости афганского народа, благородный афганский народ обязуется, что эмирская власть в Афганистане будет переходить к потомкам ныне правящего падишаха, сторонника прогресса афганского народа, по принципу наследования, причем престолонаследник будет избираться его величеством и народом. Особа же монарха во время тронного заседания в присутствии знати и народа дает обязательство управлять страной согласно святого шариата и настоящего Основного Закона, охранять независимость Афганистана и быть верным своей родине и народу.
Статья 5.
Его величество есть слуга и защитник истинной мусульманской веры, правитель и государь всех подданных Афганистана.
Статья 6.
Управление страной вверено министрам государства, намечаемым и назначаемым с высочайшего изволения, и каждый из министров считается ответственным за подведомственные ему дела; августейшая же особа эмира безответственна.
Статья 7.
Высокими правами падишаха считаются: упоминание падишахского имени в хутбе , чеканка монеты с именем падишаха, производство в чины согласно порядку, определенному особыми законами, пожалование орденов, определение и назначение премьер-министра и других членов совета министров, увольнение в отставку и замена их, утверждение правительственных распоряжений и инструкции о проведении их в жизнь, наблюдение за исполнением судебных приговоров гражданских и военных судов, командование всеми вооруженными силами Афганистана, объявление войны, заключение мира и различных договоров, помилование и объявление амнистий общих и частных.
Публичные права подданных Афганистана
Статья 8.
Все лица, проживающие в Афганистане, без различия вероисповедания и религиозного толка, считаются подданными Афганистана. Афганское подданство приобретается и утрачивается согласно особого закона.
Статья 9.
Все подданные Афганистана пользуются личной свободой, поскольку пользование ею не вредит свободе других лиц и не лишает их таковой.
Статья 10.
Личная свобода гарантирована от всякого рода ограничений и нарушений; без судебного постановления и законного распоряжения никто не может быть подвергнут аресту и наказанию. Рабство в Афганистане в полной мере отменено; ни одна женщина и ни один мужчина не может нанять другого человека на службу, пользуясь им как рабом.
Статья 11.
Печатные издания и газеты издаются в пределах страны свободно. Лишь в отношении распространения иностранной печати высокое государство Афганистана может применять меры ограничительного характера.
Статья 12.
Подданные Афганистана, согласно действующих законов, могут образовывать торговые, промышленные и земледельческие товарищества.
Статья 13.
Если подданные Афганистана, будь то отдельные лица или несколько лиц сообща, заметят со стороны чиновников действия и поступки, несоответствующие святому шариату или правительственным распоряжениям, то они сообщают об этом правительственным учреждениям. Если в тех правительственных учреждениях, в которые они обратятся, они не будут выслушаны и опрошены, то они обращаются в соответствующие высшие учреждения. Если же они нигде не будут выслушаны, они могут обратиться непосредственно к его величеству.
Статья 14.
Обучение свободно; каждому подданному Афганистана разрешается свободное преподавание (различных наук) любыми способами. Лишь иностранцам, за исключением лиц, принятых на службу в качестве преподавателей, не разрешается в пределах Афганистана открытие школ и заведывание таковыми.
Статья 15.
Все школы Афганистана находятся под надзором правительства. Последнее изучает методы преподавания и принимает все меры, которые оно сочтет необходимыми для государственного обучения наукам всех подданных Афганистана, в должном порядке, в духе единения. Правительство не вмешивается лишь в дела, касающиеся методов религиозного воспитания иностранцев и подданных-иноверцев.
Статья 16.
Все подданные Афганистана, в соответствии со святым шариатом и правительственными распоряжениями, равны в своих правах и обязанностях перед государством.
Статья 17.
Все подданные Афганистана, в зависимости от их способностей, могут приниматься на государственную службу, на все должности, по мере надобности государства.
Статья 18.
Подати и налоги, установленные согласно особым законам для подданных Афганистана, определяются и взимаются в зависимости от состоятельности и платежеспособности подданных Афганистана.
Статья 19.
Право собственности на имущество и земельные угодья, которыми владеют частные лица в Афганистане, ненарушимо. Если какая-нибудь земельная собственность будет необходима для государства для общей пользы, то, согласно особого о том закона, сначала возмещается владельцу стоимость данного угодья, а затем уже таковое отчуждается.
Статья 20.
Жилище и помещение каждого подданного Афганистана неприкосновенно, и никто из чинов правительства не может насильственно и без разрешения войти в частный дом без законного на то постановления.
Статья 21.
Судебные дела разрешаются в судах по шариату и в соответствии с правилами гражданского и уголовного судопроизводства.
Статья 22.
Принудительные работы без вознаграждения запрещены, за исключением предусмотренных особым законом работ и обязанностей, могущих возникнуть во время войны.
Статья 23.
Никакие сборы не могут налагаться, поскольку они не предусмотрены распоряжениями правительства.
Статья 24.
Пытки и всякого рода мучительства совершенно отменены. Никто не может быть подвергнут наказанию, если это не предусмотрено законом о наказаниях, налагаемых за совершение гражданских и военных преступлений.
Министры
Статья 25.
В Афганистане управление государством вверено совету министров и управляющих самостоятельными управлениями. Во время заседания совета министров на таковом председательствует особа монарха; если же его величество не присутствует, обязанности председателя исполняет премьер-министр. Если премьер-министр не присутствует, обязанности председателя исполняет министр первого министерства .
Статья 26.
Заместитель, назначаемый на время отсутствия одного из министров, обладает полномочиями и правами замещаемого им министра.
Статья 27.
Каждый год перед всеобщим праздником независимости, в особый день, назначаемый его величеством, созывается под председательством государя Высочайший Дурбар . Указанный Дурбар состоит из сановников и самых уважаемых лиц, назначаемых его величеством. На этом Дурбаре каждый министр и управляющий самостоятельным управлением будет публично прочитывать годовой отчет о своей работе, с представлением необходимых разъяснений.
Статья 28.
Премьер-министр и другие министры намечаются и назначаются его величеством.
Статья 29.
В совет министров направляются все важные государственные вопросы, касающиеся внутренних и внешних дел. Постановления и решения, требующие утверждения, проводятся в жизнь после подписания их его величеством.
Статья 30.
Министры исполняют самостоятельно относящиеся к их компетенции дела, насколько исполнение таковых не превышает данных им полномочий. Что же касается дел, лежащих вне пределов их полномочий, исполнение которых составляет право государя, то таковые представляются непосредственно его величеству на предмет разрешения. Те же дела, которые согласно положению о совете министров составляют компетенцию упомянутого собрания, представляются высокому совету министров. Последнее, обсудив внесенный вопрос в порядке, предусмотренном положением о совете министров, выносит по поводу него постановление, скрепляемое подписями.
Статья 31.
Министры ответственны перед его величеством: за общую государственную политику – солидарно, а за дела лично подведомственные им – персонально.
Статья 32.
Если по какому-либо делу его величеством будет дано одному из министров или других должностных лиц устное приказание, они должны получить письменное на то распоряжение.
Статья 33.
Если какой-либо из министров, в связи со служебными обязанностями, будет предан суду, его дело подсудно верховному суду, куда и направляется. Судебное разбирательство по таким делам производится согласно особого закона. Что касается частных судебных дел министров, не относящихся к их служебной деятельности, то таковые направляются, подобно делам прочих подданных, обыкновенным судам.
Статья 34.
Министр, преданный верховному суду, до разбирательства дела и вынесения судом приговора отстраняется от должности.
Статья 35.
Число министерств, организация управления и компетенция их определены законом об управлении Афганистаном .
Чиновники
Статья 36.
Чиновники согласно статьям, изложенным в особых законах, назначаются на должности, которых они достойны и которым соответствуют. Ни одни чиновник до тех пор, пока он не будет освобожден от своих обязанностей или уволен в отставку за неблаговидные поступки или заменен и уволен государством, в виду необходимости в этом, ни в коем случае не может быть уволен. Чиновники, показавшие себя дисциплинированными и прослужившие определенное время на государственной службе, имеют право на повышение в чинах и на постоянное состояние на службе.
Статья 37.
Обязанности чиновников определены в особых законах, и каждый чиновник ответствен за возложенные на него обязанности, согласно особых законов.
Статья 38.
Все чиновники, в соответствии с иерархическим порядком, установленным согласно закону, обязаны подчиняться выше их стоящим начальникам. Если со стороны вышестоящих начальников будут отдаваться распоряжения, противные законам, подчиненные им чиновники должны сообщать об этом в вышестоящие органы или в соответствующие министерства. Если они без ведома вышестоящих органов исполняют противозаконные распоряжения, они также несут за них ответственность.
Совещательные собрания и государственный совет
Статья 39.
В столице находится государственный совет , а в генерал-губернаторствах, областях, губерниях, уездах I, II, и III классов и районах – совещательные собрания.
Статья 40.
Члены совещательных собраний и государственного совета делятся на членов по назначению и членов по избранию.
Статья 41.
Членами совещательных собраний по назначению назначаются те из чиновников, о которых упоминается в законе об управлении Афганистаном. Члены по назначению государственного совета намечаются и назначаются непосредственно его величеством в числе, равном количеству членов собрания по избранию. Члены по избранию полностью избираются населением. Число членов, подлежащих избранию, определено в соответствующих статьях закона об управлении Афганистаном .
Статья 42.
Совещательные собрания и государственный совет, кроме обязанностей, указанных в законе об управлении Афганистаном, несут следующие обязанности:
а) дают заключения правительству по всем проектам, направленным к развитию промышленности, торговли, земледелия и просвещения;
б) делают сообщения правительству обо всех замеченных противозаконных деяниях, касающихся сбора государственных податей и налогов, равно как и о прочих противозаконных деяниях правительственных учреждений, в целях предотвращения таковых;
в) сообщают правительству обо всех замеченных ими нарушениях и отмене прав, дарованных населению согласно настоящего закона.
Статья 43.
Дела, представляемые совещательными собраниями генерал-губернаторств и других административных районов генерал-губернаторам и другим начальникам административных районов, исполняются последними в пределах их полномочий; что касается тех дел, которые превышают их полномочия, то они направляют их в соответствующее министерство, которое проводит таковые в жизнь в случае, если оно будет на это правомочным. В противном же случае министерство поступает так, как это предусмотрено согласно ст. 30. Если же вопрос идет о принятии законопроектов, оно действует согласно ст. 46 этого закона.
Статья 44.
По вопросам, которые были представлены совещательными собраниями генерал-губернаторам или начальникам других административных районов и которые оставлены ими без последствий, совещательные собрания могут сноситься с государственным советом.
Статья 45.
По вопросам, по которым совещательными собраниями сделаны соответствующие представления государственному совету, последний дает свое заключение соответствующему министерству, которому подведомственно данное дело. Если проведение в жизнь переданного советом дела будет приостановлено исполнением со стороны министерства, государственный совет вправе представить данный вопрос на благоусмотрение его величества.
Статья 46.
Законопроекты, после рассмотрения их государственным советом, представляются собранию министров. После утверждения законопроектов собранием министров и одобрения их со стороны его величества, они проводятся в жизнь.
Статья 47.
Кроме постоянных членов государственного совета по назначению, временно, до назначения их на должность, в число членов государственного совета по назначению могут входить: гражданские чиновники, как то: генерал-губернаторы и др., чином не ниже губернаторов, а также офицеры, чином не ниже лива-мишров , уволенные от службы, за исключением лиц, находящихся под судом.
Статья 48.
Годовой бюджет, вырабатываемый в министерстве финансов, рассматривается согласно закона о государственном бюджете в государственном совете.
Статья 49.
Договоры и соглашения, заключаемые с иностранцами, обсуждаются и рассматриваются государственным советом.
Суды
Статья 50.
В обыкновенных судах судебные разбирательства всякого рода производятся открыто. Лишь некоторые дела, предусмотренные особым законом о судопроизводстве, судья может разбирать в закрытом заседании.
Статья 51.
Каждый может пользоваться на суде всеми законными средствами для защиты своих прав.
Статья 52.
Обыкновенные суды при разборе и разрешении дел, им подсудных, не могут откладывать или оттягивать решение таковых.
Статья 53.
Все суды свободны от каких-либо вмешательств.
Статья 54.
Организация судов, инстанции и компетенция судов предусмотрены законом об управлении Афганистаном.
Статья 55.
Никто не вправе для решения каких-либо дел организовать, помимо существующих обыкновенных судов, чрезвычайные суды.
Верховный суд.
Статья 56.
Верховный суд организуется временно, в случае необходимости в том, специально для суда над министрами, и после рассмотрения порученного ему дела распускается.
Статья 57.
Организация верховного суда и судопроизводство в нем происходят согласно особого закона.
Дела финансовые.
Статья 58.
Всякого рода государственные налоги взимаются согласно закона.
Статья 59.
Каждый год вырабатывается бюджет государственных расходов и доходов, согласно ему взимаются доходы и производятся расходы.
Статья 60.
После утверждения и проведения в жизнь годового бюджета составляется отчет, который содержит в себе сведения о действительных размерах доходов и расходов за текущий год.
Статья 61.
Для выяснения суммы взысканных доходов, а также того, производились ли расходы действительно в соответствии с законом о бюджете, организуется контрольная палата. Деятельность контрольной палаты регулируется особым законом.
Статья 62.
Порядок исчисления бюджета, план применения и проведения его в жизнь регулируется особым законом.
Местное управление.
Статья 63.
Местное управление построено на основании следующих трех основных принципов:
1. расширения полномочий,
2. определения обязанностей,
3. установления ответственности.
Права и обязанности чиновников определяются согласно закону, в соответствии с вышеуказанными принципами.
Полномочия чиновников, в соответствии с действующими законами, ограничены. Каждый чиновник считается ответственным за должное исполнение своих обязанностей перед вышестоящими должностными лицами.
Статья 64.
В провинциях имеются особые чиновники по каждому из министерств, к которым должны обращаться жители по своим ходатайствам и делам.
Статья 65.
Если исполнение дел отдельных жителей не производится в учреждениях или если чиновники действуют незаконным образом, жители вправе жаловаться на задержку дел и противозаконные действия чиновников вышестоящим должностным лицам, а в случае надобности – генерал-губернаторам и губернаторам.
Статья 66.
Организация органов городских самоуправлений и сфера деятельности их определены особым законом.
Статья 67.
Если в одном из районов страны будут иметь место восстания или мятежи, нарушающие общую безопасность, то правительство объявляет военное положение и организует военное управление.
Различные статьи
Статья 68.
Для подданных Афганистана начальное обучение обязательно. Объем начального обучения определен в особом законе, который подлежит применению.
Статья 69.
Ни одна статья этого закона не может быть приостановлена действием или оттенена.
Статья 70.
В случае необходимости изменения или отмены каких-либо статей настоящего Основного Закона, таковые производятся после принятия двумя третями голосов в государственном совете утверждения высоким собранием министров и утверждения его величеством.
Статья 71.
В случае необходимости дачи разъяснений или толкований какой-либо статьи настоящего основного закона или других законов, таковые разъяснения передаются в государственный совет на предмет вынесения государственным советом соответствующих постановлений, которые после утверждения их высоким собранием министров издаются и обнародываются.
Статья 72.
При составлении законопроектов должны приниматься во внимание нужды населения, требовании времени и, в особенности, постановления шариата.
Статья 73.
Неприкосновенность корреспонденции является одним из прав населения. Все письма и всякая корреспонденция, сдаваемая на почту, не вскрываются ни в одном из почтовых учреждений или в другом месте, за исключением случаев судебного на то определения, и сдаются адресату в том виде, как они были заделаны.
Статьи настоящего Основного Закона утверждены министрами, солидарно со всеми народными представителями, на Люй Джирга в Восточной Области , созванного для выработки основных законов Афганистана, и снабжены печатью 872 участников этого Меджлиса.
Внесение указанного закона в свод государственных законов и исполнение постановлений его статей приказываю:
(личная печать эмира Амануллы-хана)
Аманулла-хан
Настоящий персидский перевод соответствует подлинному афганскому тексту закона.
ДОПОЛНЕНИЯ ИЗ ОСНОВНОГО ЗАКОНА ОБ УПРАВЛЕНИИ АФГАНИСТАНОМ
ОТ 15 ДЖОЗА 1302 ГОДА
(7 МАЯ 1923 ГОДА)
Государственный совет
Статья 63.
Государственный совет рассматривает все дела общегосударственной важности.
Статья 64.
Обязанности государственного совета двоякого рода:
1) производство различных государственных реформ путем составления различного рода законопроектов, разъяснений, дополнений и изменений статей действующих законов;
2) производство суда над государственными чиновниками.
Статья 65.
Во главе государственного совета находится председатель, который входит в состав совета министров.
Статья 66.
В состав государственного совета входят три вице-председателя – первый, второй и третий, несколько членов, один мунши , один секретарь и, по мере надобности, несколько письмоводителей.
Статья 67.
Члены государственного совета бывают двух родов: члены по назначению и члены по избранию. Членами по избранию являются представители населения, избираемые самим населением от каждой провинции и губернаторств.
Статья 68.
Помимо лиц, вхождение которых в состав государственного совета предусмотрено ст. 4 Основного Закона, в случае нахождения их в отпуске или выхода в отставку, в состав государственного совета входят также и другие лица, в случае надобности в том, по назначению его величества.
Статья 69.
Председатель и вице-председатель государственного совета, после того как будут избраны членами государственного совета по назначению и по избранию, утверждаются в должности его величеством.
Мунши государственного совета утверждается в должности также его величеством, по представлению председателя государственного совета.
Секретарь и письмоводитель государственного совета утверждаются в должности председателем государственного совета, по представлению вице-председателей.
Статья 70.
Два члена государственного совета под председательством 3-го вице-председателя, образуют начальный суд по делам чиновников.
Упомянутый суд учрежден для судебного разбирательства дел о преступлениях по должности чиновников, назначенных его величеством.
Этот суд рассматривает также судебные дела чиновников центральных учреждений и министерств, виновных в каких-либо преступлениях или злодеяниях.
Статья 71.
Четыре члена государственного совета под председательством второго вице-председателя образуют апелляционный суд по делам чиновников.
Указанный суд ведает пересмотром в апелляционном порядке решений, вынесенных начальным судом над чиновниками и совещательными собраниями провинций, областей и губернаторств.
Статья 72.
Председатель и 1-й вице-председатель государственного совета вместе с 5-ю членами совета, не входящими в состав начального и апелляционного судов по делам чиновников, образуют кассационную палату по делам чиновников.
Председателем упомянутой палаты по делам является председатель государственного совета.
Упомянутая палата рассматривает в кассационном порядке решения, которые согласно закону выносятся апелляционным судом.
Статья 73.
Остальные члены государственного совета по назначению и по избранию ведают, в порядке исполнения ими своих обычных обязанностей, под председательством председателя государственного совета и первого вице-председателя, разъяснением законов, составлением законопроектов, а равно и другими делами, возложенными на государственный совет.
Статья 74.
В случае отсутствия судебных дел о преступлениях чиновников, соответствующие члены государственного совета будут заниматься другими делами, относящимися к обязанностям государственного совета.
Статья 75.
Если для какого-нибудь министерства или же самостоятельного управления представляется необходимым ввести какой-либо закон, то тем же самым министерством или самостоятельным управлением составляется соответствующий законопроект и передается в государственный совет, откуда, после внесения необходимых дополнений и исправлений, данный законопроект, вместе с заключением государственного совета, представляется на утверждение его величеству. После утверждения данного законопроекта его величеством, закон передается в соответствующее министерство или самостоятельное управление для принятия к руководству.
Совещательные собрания провинций.
Статья 111.
В каждой провинции имеется совещательное собрание. Помимо дел по управлению провинцией, совещательное собрание ведает также судопроизводством по делам чиновников провинции. Порядок судопроизводства над последними предусмотрен в особой главе о суде над чиновниками.
Статья 112.
Совещательное собрание провинции обсуждает нижеследующие вопросы, относящиеся к управлению провинциями.
Вопросы финансовые: купля для казны и продажа казенного имущества; заключение договоров о поставках, в случае необходимости в этом для правительства; разрешение вопроса о ремонте и переустройство зданий, принадлежащих правительству; разрешение вопроса об отчуждении всякого рода частных имуществ в пользу государства, в случае надобности в этом, в целях общественной пользы.
Вопросы общественного благоустройства: разрешение вопросов о проведении дорог между центрами отдельных административных районов; обсуждение вопросов, касающихся земледелия, торговли и других общеполезных дел; обсуждение вопросов об открытии больниц, аптек и т. п. учреждений.
Вопросы городского управления: отвод мест для постоянных рынков и больших сезонных базаров, равно как и различные вопросы санитарии.
Вопросы сельские: обсуждение вопросов о связи между районами и деревнями; дача заключений по делам, обсуждавшимся в совещательных собраниях губернии, представленных на рассмотрение генерал-губернатору со стороны подчиненных ему начальников отдельных административных районов и переданных им на рассмотрение в совещательные собрания провинции.
Вопросы охраны порядка: принятие решений по вопросу об отправке в г. Кабул лиц, нарушающих общественное спокойствие, равно как и отправке в Кабул лиц, отказавшихся от уплаты государственных налогов и податей.
Статья 113.
Заседания совещательного собрания происходят под председательством генерал-губернатора. Члены указанного собрания разделяются на:
1) членов по назначению;
2) членов по избранию.
Членами по назначению являются: мустоуфи , управляющий канцелярией, заведующие отделами просвещения, таможни, земледелия и иностранных дел .
Члены по избранию избираются населением, согласно порядка, предусмотренного в последующих статьях.
Статья 114.
Для избрания членов по избранию совещательного собрания провинции, все лица, занимающие видное положение в обществе и пользующиеся доверием населения главных населенных пунктов губернии и уездов или вождей крупных племен, платящие малиат, избирают от каждой губернии и уезда по одному человеку, платящему государству малиат в соответствии с положением о выборах членов совещательных собраний провинции.
Члены по избранию совещательного собрания провинции, собравшиеся под председательством генерал-губернатора, избирают из своей среды одного представителя в государственный совет, согласно порядка, предусмотренного в последующих статьях.
Статья 115.
Члены по избранию исполняют свои обязанности в продолжение трех лет. По истечении трех лет производятся новые выборы.
Статья 116.
Генерал-губернаторы не обязаны действовать непременно в соответствии с постановлениями совещательных собраний по делам, касающимся управления провинции, каковые постановления преподаются генерал-губернаторам лишь в виде совета.
Вся ответственность, могущая благодаря этому возникнуть, ложится всецело на генерал-губернатора.
Статья 117.
За ведение дел совещательного собрания ответствен секретарь совещания. Всякого рода дела, обсуждаемые совещательными собраниями, вносятся на обсуждение генерал-губернатором. Секретарь заносит их вкратце в журнал, так же как и сокращенное содержание прений, имевших место на заседании. Краткий протокол каждого заседания, занесенный в журнал, утверждается подписью членов собрания на следующем заседании.
Помимо журнала, в который заносятся протоколы заседаний собраний, как общих, так и частных, ведется также журнал, в который вносятся постановления собрании, так называемая книга протоколов.
Статья 118.
Все постановления, касающиеся прав и обязанностей генерал-губернаторов, при исполнении ими служебных обязанностей во вверенных им провинциях, а также все постановления, касающиеся организации и обязанностей совещательных собраний провинций, полностью распространяются на совещательные собрания областей и лиц, управляющих областями.